"В тебя камнем, а ты в него хлебом"

Конкурсная работа в номинации "Лучшее интервью". Автор — Яна Сакка
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Чтобы проголосовать за данную конкурсную работу нажмите кнопку "Нравится" (изображение поднятого вверх большого пальца руки, которое располагается непосредственно под размещенной на сайте работой).

Она чуть слышно постучала и, приоткрыв дверь робко спросила: — "Всё-таки я? Быть может не надо?". Она долго не решалась присесть, и растерянно глядела по сторонам.

О ком это я? Отвечаю на ваш вопрос, дорогие читатели.

Так вот гостем нашей редакции, а, точнее гостьей, стала хорошо известная многим дубоссарцам Анна Рудольфовна Ткаченко.

Осень в Дубоссарах богата на события — 1 сентября, День Республики, День Танкиста...

И это лишь вершина айсберга или так скажем: начало списка, который я могу продолжить, поэтому нашу встречу с моей собеседницей приходилось из-за моего плотного графика несколько раз откладывать.

Итак, наш диалог начался...

"Счастливое. У меня очень счастливое было детство. Я купалась в заботе и любви", — улыбаясь, рассказывает Анна Ткаченко.

Родилась она в 1951 году в чешском селе Богемка Николаевской области Украины. Отец Рудольф Карлович работал на молочной ферме учётчиком, а мама, Любовь Иосифовна, поваром в детском саду. Семья Златник была дружная и всех своих детей — сынишку Карла и доченек Анну и Ярославу воспитывали в послушании и любви.

"Богемка — это необыкновенно живописное село. Куда ни глянь, душа радуется. В одной стороне раскинулся дремучий лес, а в другой — цветущий луг. А пройдёшь немного и можно в знойную пору остудиться в ласковой речке Кодыма или порыбачить.

А какие у нас весёлые были игры: "Латки", "Гуси-лебеди", "Салочки", прыгали через скакалку... Детворы собиралась немерено — утром выходили из дому и лишь под вечером возвращались, но, если нужно было подсобить по хозяйству, все немедленно возвращались тут же домой. Таков был порядок, каждый знал свои домашние обязанности. А их у нас было немало: и кур покормить надо, и поросяток, и за бурёнкой Зойкой нужен глаз да глаз. Грядки прополоть и собрать несколько ведёр черешни для сладкого компота. Мама с отцом день-деньской на работе были, а мы и рады были помочь. И даже гордились этим", — вспоминает Анна Рудольфовна.

"Карла, дай-ка мне побольше сахара с маслицем на хлебушек"

Несмотря на то, что детство Анны Ткаченко пришлось далеко не на сытые советские годы, она настолько легко и непосредственно рассказывала о себе и о трудностях, которые преодолевала смело и гордо, и при этом обворожительно улыбалась.

"У нас в семье были всегда очень крепкие, любящие отношения. Мы часто обнимались и ухаживали друг за дружкой. Одно из самых любимых лакомств моих был хлеб с сахаром и обильно политый маслом. После задорной игры на улице и, проголодавшись, я просила старшего брата: "Карла, дай-ка мне побольше сахара с маслицем на хлебушек". А Карла отвечал: "Зачем тебе так много сахара Аннушка, погляди какое сегодня яркое солнце, он весь растает", — рассказывает Анна Рудольфовна.

В лес по ягоды

Сегодня на улице увидеть ватагу ребятишек можно, пожалуй, лишь на детской площадке, а раньше... Раньше в каждом дворе щебетали как воробьи мальчишки и девчонки и сварливым бабушкам спать не давали.

Нынешнее поколение предпочитает сидеть дома за компьютером и общаться сквозь бездушную машину. Так им удобно: экономия времени, и не тратят живые эмоции.

А вот в детстве у моей героини Анны Ткаченко всё было совсем иначе...

"Ходили с подружками в лес за ягодами. Прямо как в сказке было. Брали корзинку с молоком и сдобой. И после того, как соберём лукошко земляники, садились под тень деревьев на покрывальце и выкладывали, что из дому принесли. Делились между собой и рассказывали истории про сказочного Лешего. Возле меня всегда стайками кружила малышня, я им сказки читала и хороводы с ними водила, даже когда стала девушкой. А папа даже шутил, "Аннушка, когда ты повзрослеешь?", — отмечает в своих воспоминаниях моя собеседница.

Сусликов было жалко...

Рассказала мне моя собеседница и о любимых играх мальчишек её детства. Они, стараясь, произвести впечатление на девчонок, ловили сусликов.

"Наши мальчишки-храбрецы отчаянно гонялись в поле за сусликами, а поймать их было ой как непросто. Если вовремя не обхватишь их за тонкую шейку, они очень больно кусались. Готовили на костре их, а шкурки отдавали деду Василю, который взамен отдавал им глиняные "свистушки" — ярко красных петушков. Как же мальчишки радовались этим игрушкам! Но сусликов всё-таки нам было так жалко. Мы с девчонками рыдали и ругали за это мальчишек.

А ещё они чудаки ловили жуков, лягушек, воробьёв и поджаривали их на костре, а потом их ели", — смеясь, говорит Анна Рудольфовна.

Пели и плясали всем селом

Семья Златник за сердечность, весёлый нрав и трудолюбие была уважаема жителями села Богемки. По воспоминаниям Анны Ткаченко ни одна свадьба не обходилась без песен её матери, Любовь Иосифовны, и шуток-прибауток отца, Рудольфа Карловича, и маленькой Аннушки. А гуляли сельчане всем селом, никто дома не сидел.

"Для нас всех это было свято. Помощь и взаимовыручка — не пустые слова. Дом строили сообща. Весной начинали мужчины и юноши, а женщины с девушками готовили пищу для них, а уже к зиме добротный дом был пригоден для жилья. Вот так мы и жили", — сообщает Анна Рудольфовна.

Во время нашей беседы, рассказывая о своих родителях, у моей собеседницы загорались блеском и теплотой глаза.

Колыбель для куколки

"Папочка очень баловал нас, дочерей, подарками и относился к нам как к принцессам. Последнее мог отдать лишь бы гостинец подарить. Однажды он принёс куколку с крохотной шляпкой на головке — это было для нас чудо! Все соседские ребята собрались поглядеть на неё. А потом смастерил из дерева для неё колыбельку.

А мамочка моя очень нежно к нам всем относилась и часто по душам с нами беседовала: "Дом в чистоте держи, мужа своего — сытым и опрятным, с детей глаз не своди, а главное семью свою береги! Эти напутствия я всю жизнь хранила в своей душе и передала своим дочерям", — подчёркивает Анна Ткаченко.

"Кнедлики, штрудли и свичкова"

В Дубоссарах Анна Рудольфовна Ткаченко проживает не один десяток лет. И за это время ей полюбился солнечный и уютный городок, где каждый друг друга знает и при случае придёт на помощь. Пришлись по душе ей и кухня молдавская, и задорные украинские танцы, и берущие за душу русские мелодии.

А на родине моей собеседницы, в родной Богемке, по её словам, ни одно торжество не обходилось без картофельных "кнедликов", которые так приятно пить с домашним молоком. Или отведать с дорогими гостями мясной "штрудель" и "свичкову", от которых просто пальчики оближешь. И сейчас по особым торжествам Анна Рудольфовна по просьбе гостей готовит национальные чешские блюда.

Песня спасла гусыню

Рудольф Карлович, отец героини моего очерка, прошёл всю войну телеграфистом, и о своём героизме неохотно рассказывал. Больше говорил о подвигах других, хотя сам был поощрён орденами.

А вот бабушка Анна, в честь которой и назвали Анну Рудольфовну, рассказывала, своей внучке об одном воспоминании во время оккупации села Богемки. Стоит отметить, что бесчинства в селе творили в основном не фашисты, а их соратники — румыны.

В один день к их дому подошёл румынский солдат и стал ловить гусей для ужина.

Бабушка моей героини переживала очень, что нечем будет кормить семью.

И тут она подбежала к нему и стала петь песню и плясать перед ним. Вор обомлел и оставил гусыню, а, вернувшись спустя время, попросил ещё спеть и подарил шоколад.

В школу в любую погоду

Начальную школу Анна Ткаченко окончила в Богемке. А затем продолжила учёбу в селе Доброжановке, куда она ходила пешком в любую погоду, проходя при этом больше 10 километров, чего не скажешь про нынешних школьников, которые до того изнежились, что заказывают такси в школу, но тут скорей не их вина, а тех, кто постарше...

А потом учёба в финансовом техникуме коммерции в городе Николаеве.

"По родителям очень скучала и плакала по родной Богемке. А дядя мой, видя мои слёзы, как-то пошутил и сказал мне: "Аннушка, коли тебе так тяжко, приезжай скорей домой и иди работать дояркой". Весело прошли мои студенческие годы, шутили и плясали на всех студенческих концертах. Очень скучаю по тому времени", — вспоминает Анна Рудольфовна.

Одна большая семья

В 1969 году по приглашению своего дяди Анна Ткаченко приезжает в солнечные Дубоссары и устраивается на работу бухгалтером во Дворец детско-юношеского творчества. Работая с цифрами, моя героиня попутно занималась творчеством с близкими по духу людьми: Ниной Буянской, Галей Чупак, Верой Згурской, Людмилой Шудой, Николаем Луполовым и ....с многими другими.

Это был он

"Однажды с подружками вышли на прогулку, и тут проехал мимо нас мотоциклист. Спустя время, он вернулся и подошёл к нам, и тут голос внутренний мне сказал: "Это он". Любовь взаимная с первого взгляда, как в кино. И спустя три месяца знакомства, я вышла замуж за Владимира Петровича Ткаченко, и вот уже рядышком с ним живём душа в душу 46 лет! Две красавицы-дочери — Елена и Ольга, которые подарили трёх богатырей: Егора, Кирилла и Джеймса. Семья — это дар божий", — отмечает Анна Рудольфовна.

Они дали мне шанс

После выхода из декрета Анна Рудольфовна поняла, что возвращаться на прежнее место работы не хочет совсем, и решила пойти в ГУНО, чтобы получить возможность работать воспитателем. Там с ней душевно поговорили специалисты-методисты — Майя Перлин и Любовь Шовкоус.

"Они дали мне шанс начать новую жизнь, о которой я всегда мечтала. Они поверили в меня и направили работать в детский сад "Алёнушка" воспитателем, где я проработала больше 40 лет! Эта была настоящая большая дружная семья, кругом царила атмосфера дружбы и наставничества. Наша заведующая Ольга Шикер, добрейшей души человек, мне всегда говорила, что для детей мы должны стать не педагогами, а мамами. А девочки- воспитатели всегда делись cо мной советами и новшествами в воспитании деток. Это Лидия Миклина, Дора Чалова, Тамара Голуб, Елена Ракунова, Надежда Христинченко.

В конце 80-х годов в Дубоссары приехали делегации со всего Советского Союза на конференцию, посвящённую воспитанию подрастающего поколения.

А потом, спустя годы, уже наш опыт перенимали молодые воспитатели — Лидия Басюл, Татьяна Гульницкая и Лариса Попадюк, которая сейчас является уже руководителем детского сада "Алёнушка", — рассказывает Анна Ткаченко.

"Русские узоры и гармония"

Душа Анны Рудольфовны Ткаченко была в непрерывном творческом поиске: ведь, кроме того, что она принимала участие во всех праздниках в саду и примерила на себе все образы (от Снегурочки до Деда Мороза) — всё же судьба приготовила ей сюрприз.

Однажды, она была приглашена выступать в творческом коллективе "Русские Узоры", а потом в "Гармонии", где исполнялись театрально-песенные композиции на русском, молдавском, украинском, еврейском и чешском языках. Все выступления всегда сопровождались овациями и просьбами спеть на "Бис".

У дерева нельзя рубить корни

В войне на Днестре супруги Ткаченко принимали активное участие: Владимир Петрович с оружием в руках на боевых позициях, а Анна Рудольфовна в палаточном городке, где готовила пищу. По воспоминаниям моей собеседницы узнать истинную правду о событиях из первых уст от активисток палаточного городка приезжали и Игорь Смирнов, и Николай Травкин, Владимир Жириновский и французские журналисты.

"Мы не боялись говорить правду, потому что знали, что наше дело правое и что победа будет за нами. Я была, как и все дубоссарцы, в глубочайшем шоке от всего происходящего, потому что мы были как одна большая дружная семья: молдаване, русские, украинцы, евреи, армяне, и вдруг кому-то понадобилось всех нас рассорить. Мы ведь все, как одно могучее дерево, а если наши корни срубить, тогда крона засохнет и плодов не будет, и дерево погибнет. Это ведь преступление. Очень-очень больно вспоминать, как мы хоронили наших мальчиков и девочек", — говорит с дрожью в голосе Анна Ткаченко.

В тебя камнем, а ты в него хлебом

В заключение нашей беседы моя собеседница улыбнулась и сказала, что бабушка Анна ей всегда говорила: "Аннушка запомни на всю жизнь, в тебя камнем, а ты в него хлебом", — и по-другому нельзя. Только так можно победить зло — лишь добром и лаской.

Чтобы проголосовать за данную конкурсную работу нажмите кнопку "Нравится" (изображение поднятого вверх большого пальца руки, которое располагается непосредственно под размещенной на сайте работой).