Нефть подешевела на десять долларов: до двухмесячного минимума. Котировки упали из-за нового штамма коронавируса. Если он окажется опасным, миру грозят еще более строгие ограничения, а значит, неизбежно снизится спрос на энергоносители. "Черная пятница" пришла и на фондовый рынок: инвесторы распродают бумаги крупных компаний. Впереди встреча ОПЕК+: экспортерам предстоит решить, нужно ли корректировать добычу.
Слишком дорого
В середине ноября Brent cтоила 82 доллара за баррель, что не устраивало ключевых потребителей. С января бензин в США подорожал с 0,62 до 0,83 доллара за литр, обновив семилетний рекорд. Американцы обвинили в этом ОПЕК+. Сейчас каждый месяц картель увеличивает суточную добычу на 400 тысяч баррелей, постепенно возвращаясь к норме после крупнейшего в истории разового сокращения в прошлом году.
Вашингтон распечатал стратегические нефтяные резервы, чтобы сбить цены. Провести интервенции и продать часть запасов американцы попросили Китай, Японию, Индию и Южную Корею. Новость о лишних 70 миллионах баррелей, которые могут поступить на рынок, опустила Brent ниже 80.
"Омикрон" же так всех испугал, что 26 ноября Brent стоила 72 — крупнейший однодневный обвал с апреля 2020-го.
Черной пятница стала и для фондовых площадок. В США Dow Jones потерял 2,53 процента, S&P — 2,27, Nasdaq Composite — 2,23. Индекс Мосбиржи упал на 3,5.
И хотя в понедельник котировки немного отыграли, во вторник стоимость североморской нефти вновь упала. На минимуме торговой сессии 30 ноября контракты с поставкой в феврале 2022-го подешевели до 70,62 доллара за баррель, теряя в моменте 3,8 процента.
Накануне Всемирная организация здравоохранения предупредила, что "омикрон" представляет высокий риск распространения инфекции, в том числе среди уже переболевших. Однако в организации признали, что пока точных сведений о новом штамме нет. При этом гендиректор Moderna Стефан Бансель заявил, что имеющиеся вакцины от коронавируса вряд ли будут настолько же эффективны для новой вариации.
Израиль и Сингапур уже ограничили авиасообщение с некоторыми государствами Африки. Великобритания, Германия, Италия, Франция и Нидерланды отказались от полетов в шесть стран континента до тех пор, пока эксперты не изучат свойства очередного мутанта. Закрытие границ, логистические сбои — все это чревато резким замедлением восстановления мировой экономики. И, соответственно, снижением спроса на энергоносители.
Рынок отреагировал по наихудшему из возможных сценариев. Продажа запасов и потенциальный рост добычи сулят новое падение котировок, отмечает Кирилл Таченников, директор аналитического департамента инвестиционного банка "Синара".
Дело за ОПЕК+
Как поступят в ОПЕК+, пока сказать трудно. Действующий план предполагает постепенное наращивание добычи с января. Министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд сообщил, что не испытывает беспокойства по поводу влияния омикрон-штамма на энергетический рынок. При этом он отказался прокомментировать планы картеля.
По словам российского вице-премьера Александра Новака, Москва не видит необходимости в срочных мерах. А партнеры по альянсу с ней не консультировались.
"Нефтяников больше волновало давление на рынок через открытие стратегических резервов США и их союзников. Вполне вероятно, новый штамм заставит пересмотреть позиции уже на ближайшем заседании", — рассуждает Артем Арзамасцев, директор компании "Единый брокер".
"Если на встрече ОПЕК+ 2 декабря изменят планы, нефть может вновь превысить 80 долларов за баррель. Однако в США, скорее всего, продолжат высвобождать резервы: предстоят выборы в конгресс, и демократам нужно снизить цены на бензин, чтобы сохранить большинство", — указывает Ольга Веретенникова, вице-президент аналитической компании Borsell.
По мнению аналитиков, в ОПЕК+ предпочтут действовать осторожно: например, сократят вдвое наращивание добычи или обнулят его на неопределенный срок. Если новый штамм признают неопасным, ничего особенного не случится.
К сожалению, рублю все это не прибавляет стабильности. На фоне пятничного обвала российская валюта подешевела до 75,92 за доллар и 85,69 за евро. В надежде на "мягкость" "омикрона" акции и нефть 29 ноября отыграли часть потерь. Рубль — тоже. Но неопределенность сохраняется.
По мнению Андрея Сырчина, финансиста, управляющего директора фонда CARF, нефтяники займут выжидательную позицию. "Единственное, все боятся, что мировая экономика не справится с котировками выше 80 долларов", — отмечает он.
Как пишет The Wall Street Journal, изменение нефтяной политики из-за действий ведущих импортеров в ОПЕК+ все же рассматривают. Со ссылкой на источники в картеле издание сообщает, что Саудовская Аравия и Россия могут пойти на "коллективную приостановку запланированного увеличения добычи, чтобы не допустить снижения цен".