Компания IFop опросила респондентов во Франции, Британии, Германии и США. Вопросы звучали, например, такие: поддерживают ли люди преподавание информации о гомосексуальных парах или стоит ли разрешать детям менять пол. В целом к леволиберальной повестке благосклонно отнеслись почти 50% отвечавших.
Говорит ли опрос о расколе в западных обществах и когда новомодные идеи ждать в Молдове – об этом Sputnik Молдова поговорил со священнослужителем Виталием Шинкарем и политическим аналитиком Валентином Крыловым.
"Мне кажется, что уже поздно рассуждать о каком-то разделении западного общества, – говорит в интервью Sputnik Молдова протоиерей Свято-Георгиевской церкви Кишинева Виталий Шинкарь. – Там все уже случилось. Зашкаливающий процент адептов леволиберальной повестки – это даже не про жизнь людей, потерявших веру, это про открытое богоборчество. Господь "прогрессивному" обществу больше не нужен".
Виталий Шинкарь
© Sputnik / Osmatesco
Шинкарь даже с некоторой ностальгией говорит о первых годах после обретения Молдовой независимости, когда в республике вновь начали строить храмы, а уровень доверия к церкви в обществе страны был высок. Но это время быстро прошло.
"Проевропейские молдавские власти (нынешняя в их числе) фактически провозгласили новую мораль, отказывая обществу республики в традиционности. Принимая такие правовые акты, как закон "О равенстве шансов", Стамбульскую конвенцию, власть Молдовы открыла двери для самых чудовищных изменений. К сожалению, западных либеральных "ценностей" Молдове уже не избежать", – утверждает Шинкарь.
Священнослужитель признает, что на Западе пока еще звучит критика леволиберальной повестки, но с каждым годом все реже.
"И, конечно, критикующего всякий раз обвиняют чуть ли не в фашизме. А ведь говорятся самые простые вещи: наш мир крадут, мы уже не можем называть правду правдой, мы должны подчиняться содомистски-развратному меньшинству, должны отказаться от слов "мама" и "папа". И под видом свободы распространяется атмосфера из романа Оруэлла, когда черное считается белым", – считает священник.
И цитирует рок-музыканта Бориса Гребенщикова:
С грустью вынужден согласиться с Борисом Борисовичем, который как-то сказал, что эту битву мы уже проиграли. Возможно, ситуация сложится так, что не только верующие, но и просто здравомыслящие люди будут вынуждены уйти в, так сказать, партизаны – в ситуации, когда ты не можешь открыто выступать против порока и когда святыни высмеиваются.
Впрочем, на пространстве СНГ еще остаются страны, где леволиберальной повестке на государственном уровне противопоставляется принцип разумного консерватизма. Речь, разумеется, в первую очередь о Российской Федерации.
Так, выступая на пленарной сессии дискуссионного клуба "Валдай", президент России Владимир Путин заявил, что дискуссия о правах мужчин и женщин на Западе превратилась в абсолютную фантасмагорию, вплоть до желания отменить эти понятия. Путин назвал чудовищной ситуацию, когда детям внушают, что мальчик легко может стать девочкой и наоборот. По его словам, им навязывают якобы имеющийся выбор и заставляют принимать решение, способное сломать жизнь. Он также назвал умеренный консерватизм самым разумным принципом поведения. Предлагаемые Западом рецепты ценностей совершенно не новы, и в России это "уже проходили", заявил Путин.
Вот только маленькой и ныне предельно зависимой от "партнеров по развитию" Молдове не полагается иметь собственное мнение по этому поводу, считает политолог Валентин Крылов.
"Молдова к сегодняшнему дню перестала быть субъектом международного права. Она объект. Как, если угодно, футбольный мяч, который в любой момент может пнуть кто захочет. Наша стране ныне – вассал коллективного Запада, власти Молдовы попросту выполняют команды, поступающие извне", – говорит Крылов.
Валентин Крылов
© Sputnik / Mihai Caraus
При этом политолог указывает на то, что культурный код Молдовы изначально почти идентичен европейскому, в его основе – христианство. Но Запад, по его мнению, все более открыто игнорирует христианские ценности.
"И эта проблема уже громко стучится в наши двери. Рьяные, но лишенные какого-либо внутреннего стержня люди в Молдове влияют на принятие политических решений, которыми нам навязываются ценности, противоречащие нашему культурному коду. Поскольку безраздельно командуют западные политические спонсоры, ослушаться их не смеют", – утверждает политолог.
Однако, говорит Крылов, от этого хронического недуга молдавского обществе все же есть лекарство – непростое, небыстрое, но, похоже, и безальтернативное.
Давняя проблема нашей страны – отсутствие общественной элиты. Она по-прежнему не сформирована, не консолидирована, а люди, могущие ее составить, еще и разделены по этническому и даже имущественному признаку.
Крылов считает, что давно пора заявить о своих интересах молдавскому бизнесу, творческой интеллигенции.
"Конечно, в республике немало тех, кого полностью устраивает нынешнее подчиненное состояние Молдовы. Это удобно и безопасно. Но много и тех, кому такой статус-кво очень не нравится. Именно недовольные интеллектуалы, если они смогут наконец объединиться, должны стать той действенной элитой молдавского общества, которая заставит власть учитывать ее интересы. И, разумеется, далеко не в одном только вопросе леволиберальной повестки", – полагает Крылов.
Напомним, в рамках опроса IFop было предложено ответить на пять вопросов, касающихся новых леволиберальных ценностей.
При этом на вопрос о том, поддерживают ли респонденты распространение "культуры отмены", состоящей в исключении из публичной сферы людей, группы или организации по причине комментариев или поведения, которое рассматривается как проблемное или оскорбительное, большинство ответило негативно. Не поддержали "культуру отмены" 38% французов, 49% немцев, 49% британцев и 50% американцев. За высказались 33%, 29%, 27% и 33% соответственно.
Также респонденты высказали свое мнение в отношении "критической расовой теории", утверждающей, что расизм является не только продуктом личных предрассудков, но встроен в юридические и политические общественные нормы. Опрос показал: большинство людей уверены, что данная теория приводит к тому, что к людям начинают относиться по-разному на основе их "расы", и поэтому она не является демократической. К такому выводу пришли 45% французов, 54% немцев, 44% британцев и 53% американцев.
Еще один вопрос касался решения Апелляционного суда, согласно которому дети до 16 лет имеют право давать информированное согласие на медицинское лечение, задерживающее половое созревание. Негативно в отношении этого решения высказались 52% французов, 48% немцев, 52% британцев и 48% американцев.
Еще два вопроса касались включения проблем либеральной повестки в школьную программу. При этом на вопрос о необходимости преподавания в школах информации о гомосексуальных парах за высказались 48% французов, 64% немцев, 52% британцев и 42% американцев.
За необходимость включения в школьную программу, среди прочего, информации о смене пола выступили 41% французов, 53% немцев, 39% британцев и 40% американцев.
Исследователи отмечают, что большинство опрошенных высказались негативно в отношении вопросов новой либеральной повестки. При этом по данным вопросам общество практически всех стран, где был проведен опрос, оказалось расколотым по возрасту, доходам, партийной принадлежности и образованию.
Поддерживают леволиберальную повестку во всех странах в основном люди молодые, младше 35 лет. В политической жизни ее приверженцами являются "зеленые", либеральные партии (лейбористы в Великобритании, либеральные демократы, демократы в США), им противостоят, часто с прямо противоположным мнением, консерваторы – тори, республиканцы и правые.