Уманско-Ботошанская операция и проект "Великой Молдовы"

Днестровско-Прутский триумф советских войск весной 1944 года актуализировал проект восстановления исторических границ молдавского государства (включая Запрутскую Молдову и Буковину).
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В марте – начале апреля 1944 года на Правобережной Украине, Северной Молдавии и северо-восточных районах Румынии развернулась широкомасштабная наступательная операция Красной Армии. В военной истории она получила название Уманско-Ботошанской, поскольку первой ее важнейшей целью являлось освобождение украинского города Умань, а Ботошанский уезд Румынии стал районом максимального продвижения советских войск.
Для понимания масштабов этого наступления следует учитывать, что расстояние между Уманью и Ботошанами составляет почти 400 километров. Причем, чтобы проделать этот путь, необходимо пересечь три довольно полноводные реки: Южный Буг, Днестр и Прут. А учитывая, что проводилась операция во время весенней распутицы, сложно переоценить этот успех советских войск.
Кроме сугубо военного Уманско-Ботошанское наступление имело и геополитическое значение. Один международный аспект известен давно – стремительный прорыв Красной Армии обескуражил руководство Румынии, заставил его более активно искать выход из нацистского блока.
Другой же аспект, несмотря на то, что прямо касается судьбы Молдавии, рассматривается реже. Дело в том, что Днестровско-Прутский триумф советских войск весной 1944 года актуализировал проект восстановления исторических границ Молдавского государства (включая Запрутскую Молдову и Буковину).
Уманско-Ботошанская наступательная операция была полной неожиданностью для противника. Ведь она началась всего лишь через две недели после завершения напряженной и кровопролитной Корсунь-Шевченковской битвы на Правобережной Украине. Пехотные подразделения 2-го Украинского фронта (под командованием Ивана Конева) имели значительный кадровый некомплект и еще не успели его компенсировать. Танковые части сохраняли в строю лишь 25% машин.
10 июля 1940 года – день, когда Молдавия стала суверенной
Однако вынужденные отступать германские войска были еще в худшем состоянии. Несколько потрепанных и деморализованных немецких дивизий находились в районе Умани на доукомплектовании. Ремонтные части приводили в порядок поврежденную технику. Это требовало времени, также как и подтягивание резервов из Германии.
Замысел советского командования состоял в том, чтобы ударить по немцам, еще не успевшим перегруппироваться и закрепиться на новых оборонительных позициях. Планировалось стремительным броском овладеть Уманью, форсировать Южный Буг и выйти к Днестру.
Воплощение данного амбициозного плана началась утром 5 марта 1944 года. В первый день наступления ударная группировка из пяти советских армий (двух общевойсковых и трех танковых) прорвала немецкую оборону на глубину 13 километров. Все вражеские контратаки были успешно отражены,
Девятого марта была взята Умань. Вынужденные спешно отступать немцы бросили там не менее 300 танков, большое число автомобилей и другой техники. Для понимания масштабов этих трофеев надо учитывать, что весь танковый парк 2-го Украинского фронта на тот момент насчитывал 670 единиц.
На аэродроме удалось блокировать не успевшие взлететь самолеты. Но главным трофеем Красной Армии под Уманью стали огромные запасы топлива для техники, которым были заправлены советские танки. Благодаря этому бронетанковые силы Красной Армии не стали ждать подхода тыловых служб, а ринулись по пятам отступавшего врага.
Для ускорения этого рывка было принято решение посадить пехотные десанты на броню танков, поскольку грузовики просто вязли на раскисших дорогах. Одиннадцатого марта передовые отряды Красной Армии достигли Южного Буга, опережая в некоторых случаях даже отступавшие немецкие войска.
Общество
"Скулянская резня" – начало нацистского террора в Молдавии 1941 года
Благодаря захвату мостов, быстро организованным паромным переправам Буг удалось форсировать с ходу, не дав противнику организовать здесь оборону. Большой вклад в общий успех внесли саперы, выполнявшие необходимые работы в ледяной воде.
В ночь на 17 марта советские танкисты вышли к Днестру в районе Ямполя. Днем на другом берегу реки был освобожден молдавский город Сороки, который вскоре стал временной столицей воссозданной Молдавской ССР.
Стремясь остановить форсирование Красной Армией Днестра, немецкое командование бросало в бой все, что имело под руками: учебные, полицейские и даже тыловые подразделения. Разгромленные дивизии сводились в боевые группы и вновь направлялись на передовую.
26 марта были освобождены Бельцы, а спустя два дня началось форсирование Прута. Боевые действия были перенесены на территорию Румынии. Одновременно, стремясь избежать окружения своих войск в Приднестровье, командование германско-румынской группировки "Южная Украина" начало их эвакуацию в Бессарабию.
Таким образом, Уманско-Ботошанская операция с лихвой достигла поставленных целей. В ходе нее 10 немецких дивизий были разгромлены, а 16 немецких и румынских дивизий понесли тяжелые потери. Только убитыми немецко-румынские войска потеряли 118 тысяч человек и 27 тысяч пленными. Красная Армия потеряла убитыми и пропавшими без вести 66 тысяч бойцов.
Наряду с Северной Бессарабией, куда вернулись органы государственной власти Молдавской Советской республики, советские войска установили контроль над обширным регионом Северо-Восточной Румынии (Запрутской Молдовы). За Прутом Красной Армией к середине апреля 1944 года были заняты около 800 населенных пунктов. В том числе древняя столица Молдавского княжества – Сучава. Совокупная площадь завоеванного румынского региона составляла примерно 10 тысяч квадратных километров, здесь проживало около 400 тысяч жителей.
Как Молдавия потеряла выход к Черному морю
Примечательно, что еще в декабре 1943 года Институтом этнографии Академии наук СССР по заказу правительственных органов был разработан очерк о границах исторической Молдавии в XIV - XIX веках. Документ являлся отправной точкой обоснования территориального расширения советской Молдавии. Концепция собирания молдавских земель официально формулировалась в письме председателя Президиума Верховного Совета МССР Федора Бровко в Бюро ЦК КП(б) Молдавии.
В нем формальный глава Молдавской республики выдвигал инициативу "воссоединения всего молдавского народа" в одном советском государстве. К МССР по предложению Бровко должны были отойти территории от Карпат на западе до Днестра и Черного моря на востоке и юге.
Таким образом, результаты Уманско-Ботошанской операции открывали возможность реализовать данный геополитический план. Ответ на вопрос, почему эта концепция не была осуществлена, может дать понимание причин ее разработки.
Среди историков наиболее обоснованными считаются две версии. Согласно первой, концепция образования "Великой Молдавии" разрабатывалась в контексте дискуссии, разгоревшейся на Тегеранской конференции, между лидерами СССР, США и Великобритании о разделе сфер влияния в послевоенной Европе. Как известно, Уинстон Черчилль настаивал на открытии второго фронта против Германии на Балканах. Это создавало предпосылки для установления контроля западных государств над Балканско-Дунайским регионом (в т.ч. Румынией).
Советский Союз мог использовать проект "воссоединения молдаван" как механизм компенсации в случае поддержки Вашингтоном плана Лондона: мол, в случае англо-американского доминирования в Бухаресте Запрутская Молдавия перейдет под советский контроль и воссоединится с Молдавской ССР.
Вторая версия состоит в том, что план возрождения "Великой Молдавии", означавший фактическое расчленение Румынии, являлся рычагом давления на политические элиты в Бухаресте.
Ясско-Кишинёвская операция. Что утратила и что приобрела Румыния
Поход румынских армий вместе с гитлеровцами на восток еще в 1941 году вызывал неоднозначную реакцию в обществе. Критическое отношение к этой авантюре нарастало по мере усугубления проблем на советско-германском фронте. После сталинградского разгрома уже и сам диктатор Ион Антонеску стал задумываться над тем, как при наименьших издержках вывести страну из войны. Что уж говорить о более умеренных политиках?
Намекая на возможное территориальное расширение Молдавской ССР, советское руководство подталкивало политические элиты Бухареста активизировать действия по избавлению от "зарвавшегося диктатора", ведь на кону стояло само сохранение Румынского государства.
На наш взгляд, эти версии отнюдь не противоречат друг другу. Проект создания "Великой Молдавии" мог одновременно использоваться и в рамках переговоров мировых держав, и в ходе побуждения к большей уступчивости румынского правительства.
Как известно, в 1944 году Молдавская ССР осталась в своих довоенных границах. Обстоятельства, которые требуют отдельного рассказа, не позволили расширить территорию этого государственного образования. Без одобрения остался даже гораздо более скромный проект исполняющего обязанности главы Компартии Молдовы Никиты Салогора от 1946 года о передаче под юрисдикцию республики Измаила и Аккермана.
Так устроен современный мир, что от воли руководителей малых государств зависит не много. Тем не менее во время потрясений международной системы даже самые смелые геополитические проекты становятся гораздо реальнее.