Общество

Митрополит Гавриил на "церковном фронте" русско-турецких войн

Бэнулеску-Бодони сделал все возможное, чтобы окончательно вырвать Молдавию, Валахию и Бессарабию из-под власти Османской империи. Но объективные условия 1812 года обусловили лишь частичное достижение этой цели.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Земной путь великого сподвижника Православной церкви Молдовы – митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони) закончился 30 марта 1821 года. Вероятно, самым известным его деянием было создание Кишиневской епархии, которую он возглавлял с 1813 года и до своей кончины. Однако не менее энергичен владыка Гавриил был и на международном "церковном фронте". Во время русско-турецких войн конца XIX – начала ХХ веков именно он олицетворял церковную политику Российского государства на Дунайском направлении.
Впервые в орбиту русско-турецких войн молодой мирянин Григорий Бэнулеску-Бодони попал в 70-х годах XVIII века, проходя духовное образование на греческих островах Хиос и Патмос, в городе Смирна (Измир) и на Святой Горе Афон. Там его застала Архипелагская экспедиция российского флота, целью которой было блокирование средиземноморских коммуникаций Османской империи.
Сведений о контактах будущего митрополита с русскими моряками нет, но на чьей стороне были симпатии выпускника Киевской духовной академии (Григорий окончил ее в 1773 году), догадаться не сложно.
В Греции же наш герой принял монашеский постриг под именем Гавриила. Произошло это в 1779 году, а спустя четыре года и после кратковременного пребывания в Молдавии иеромонах Гавриил вновь направился в Российскую империю. Поступив на службу в Полтавскую духовную семинарию, он в течение несколько лет прошел путь от преподавателя философии и греческого языка до ректора.
Знания молдавских реалий были очень важны в условиях надвигавшейся русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Накануне военного конфликта он прибыл со специальной миссией в Яссы, где вошел в ближний круг господаря Александра II Маврокордата.
Правитель Молдавии вел тогда тайные переговоры о переходе княжества под сюзеренитет России. После раскрытия этих планов архимандрит Гавриил наряду с высокопоставленными боярами сопровождал господаря, укрывшегося в России.
В 1788–1789 годах Гавриил возглавлял Екатеринославскую духовную семинарию. Наряду с административной работой и преподаванием греческого языка в столь короткий срок он успел заложить основы российской эллинистки.
Видео
В Кишиневе нашли резиденцию митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони
Тем временем фактическим руководителем Молдавии стал русский генерал и соправитель Екатерины II Григорий Потемкин. Вопросам церковной жизни этот государственный деятель уделял огромнейшее значение. Поскольку в конце 80-х годов Петербург проводил курс на превращение Молдовы в независимое от Турции княжество под российским протекторатом (покровительством), Молдавская митрополия была выведена из подчинения Константинопольского патриархата.
Прибывший в Молдавию Бэнулеску-Бодони возглавил вновь созданную Бендерскую и Аккерманскую кафедру, а к концу войны Гавриил стал митрополитом. В этот период на долю Гавриила выпали, вероятно, самые тяжелые испытания в его жизни.
Как известно, митрополит в Молдове – это не просто церковный иерарх. В Молдавском княжестве он был вторым после господаря человеком, входил в состав краевого правительства, являлся наставником, а иногда и духовным судьей правителя. В глазах простых молдаван он воспринимался как духовный лидер народа.
Для Константинопольского патриархата, да и османской Порты было крайне важно иметь в этом качестве лояльную фигуру. Митрополит Гавриил рассматривался ими как "человек России".
Разными способами церковные и светские власти Турции стремились "выдавить" Бэнулеску-Бодони из Молдавии либо заставить его сменить юрисдикцию, присягнув константинопольскому патриарху. В ход шли уговоры, а затем и угрозы, но все безуспешно. В итоге летом 1792 года митрополит был арестован и вывезен в столицу Османской империи.
В Константинополе (Стамбуле) Гавриил четыре месяца томился в заточении, которое вполне могло закончиться его гибелью. Между тем он упорно твердил: "Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы на несколько лет прожить дольше, считаю за грех".
В итоге за Гавриила вступилась сама императрица Екатерина Великая, он был отпущен и доставлен в Россию.
В 1793 году митрополит Гавриил возглавил Екатеринославскую и Таврическую епархию. В знак признания заслуг он получил белый клобук и украшенный драгоценными камнями крест на него. Подобный головной убор в Русской церкви носили лишь митрополиты Санкт-Петербурга, Москвы и Киева. В 1799 году Гавриил возглавил третью по значению митрополию РПЦ – Киевскую.
Киевским архипастырем Гавриил служил до 1803 года, когда в возрасте 57 лет попросился на покой по состоянию здоровья. Существуют разные версии отставки Бэнулеску-Бодони, но последующий переезд митрополита в Одессу, а затем в приграничные Дубоссары произошел очень синхронно с появлением угрозы новой русско-турецкой войны, обусловленной сближением Турции с Наполеоновской Францией.
Дубоссары являлись весьма скромным и отдаленным от цивилизации местечком даже по меркам малолюдной Херсонской губернии. Здесь почти не было каменных зданий, насчитывалось лишь 300 дворов, отсутствовали какие-то значимые духовные центры. Сложно объяснить длительное нахождение здесь Гавриила кроме как использованием логистического потенциала этого городка. Ведь буквально в шаге от Дубоссар, по другую сторону Днестра начинались населенные молдаванами османские владения. Здесь же сходились важные транспортные артерии, соединявшие две империи.
Война началась в конце 1806 года, а уже весной следующего года русские войска установили контроль над большей частью Бессарабии и Дунайских княжеств. Весной 1808 года указом императора Александра I был образован объединенный Экзархат Молдовы, Валахии и Бессарабии. Стоит заметить, что это был первый в истории случай соединения Молдавской и Валашской православных церквей. Главой учрежденного объединения был избран митрополит Гавриил.
Общество
Митрополита Бэнулеску-Бодони канонизируют в Молдове
В тот период Россия вновь взяла курс на отделение Дунайских княжеств от Османской империи и установления над ними своего протектората. Между тем общественное мнение сильно зависело от позиции церкви. Ведь только в одной Молдавии тогда насчитывалось около 200 монастырей и более 2 тысяч церквей. В них было почти 2 тысячи монахов и не менее 15 тысяч священнослужителей.
Однако молдавское священство не было едино в своих геополитических симпатиях. Многие монастыри, действовавшие в княжестве, были автономны в отношении местных церковных властей и гораздо больше зависели от Константинопольской патриархии. Как правило, они управлялись архиереями или архимандритами греко-фанариотского происхождения. Их лояльность новым властям вызывала большие сомнения.
Воспользовавшись тем, что в подобных учреждениях были весьма распространены финансовые злоупотребления (продажа монастырских имений, передача на откуп святых мощей, наем для богослужений приходских священников и т. п.), экзарх централизовал в своих руках управление монастырями.
Святейший Синод РПЦ с его подачи постановил подчинить всех игуменов местной церковной власти. Ввиду большой закредитованности монастырей их настоятелей обязали ежегодно представлять экзарху отчеты о доходах и расходах, вести специальные расходные книги. В случаях, если греческие игумены игнорировали эти нововведения, их было разрешено снимать с занимаемых должностей и заменять другими.
Проанализировав поступившие финансовые отчеты, Гавриил распорядился запретить игуменам переводить деньги за границу, делать новые заимствования без ведома экзархии. Это вызвало волну жалоб на Гавриила. Обвинения в том, что митрополит узурпирует власть над автономными монастырями, доходили даже до императора Александра I. Однако это не повлияло на поддержку экзарха российскими властями.
В ответ на апелляции к константинопольским правовым актам Гавриил сделал заявление, что юрисдикция Константинопольского патриарха над Валахией, Молдавией и Бессарабией прекращается. Здесь отныне действуют установления Русской православной церкви.
Группа греческих игуменов, отказавшихся признавать российскую юрисдикцию, была выслана во внутренние губернии России. К примеру, настоятель Галатского Вознесенского монастыря, митрополит Паисий провел полтора года до окончания войны в Суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре. Причем Молдо-Валашский экзархат выделял ассигнования на содержание экс-игумена во Владимирской губернии.
Одновременно владыка приступил к реформам в подчиненных ему епархиях. По российскому образцу вводились должности церковных старост и благочинных. В октябре 1808 года приходам было вменено в обязанности вести метрические книги. В них вносились записи о крещении, венчании и смерти прихожан. Такие книги стали официальными документами в гражданско-правовой сфере.
Гавриил создал митрополичий хор, где было введено нотное пение (ранее не практиковалось в княжествах). Для организации этой работы из Киева прибыл регент архиерейского хора Петр Гетопанов.
Экзарх обратил пристальное внимание на острейшие для местной церкви проблемы безместных священников и бродячих монахов. Они возникли из-за того, что многие стремились приобщиться к налоговым льготам, которыми пользовались священнослужители. Епископы же зачастую рукополагали священников исключительно ради наживы, т. к. кандидаты платили за это установленную сумму.
Указами экзарха было запрещено рукополагать новых священников до тех пор, пока все безместные клирики не получат свои приходы. Устанавливалась четкая регламентация численности приходских священников – 1 священник на 50 дворов. Монашеский же постриг дозволялось проводить только по благословению экзарха. Монахам запрещалось переходить из одного монастыря в другой без благословения епархиального архиерея.
Непременным условием для получения священнического сана становились не только навыки церковного пения и чтения (как раньше), но и знание основ вероучения. Для улучшения подготовки церковных служителей открылась первая в княжествах духовная семинария (в Яссах). Для руководства этим учреждением был приглашен Петр Куницкий, которого Гавриил знал еще со времен службы в Екатеринославской епархии.
По ходатайству Гавриила священнослужители, жившие в княжествах, были освобождены от уплаты налогов на снабжение русской армии. Отменялось санкционирование светскими властями вступления в должность настоятелей монастырей. Митрополит заступался за священнослужителей в ходе их конфликтов с местными чиновниками и русскими военными.
В 1809 году имел место инцидент, связанный с венчанием двух русских солдат с двумя молдаванками без согласия родителей девушек. По настоянию владыки был введен порядок, по которому русские солдаты впредь могли заключать браки с местными девушками только с письменного разрешения родителей, а также и с согласия своих воинских начальников.
С момента освобождения края от турок большое внимание уделялось созданию православных храмов. Во многих случаях таковые открывались вместо мечетей. Особенно актуально это было для Бессарабии, где до 1807 года было многочисленное мусульманское население.
В мае 1812 года истекал четвертый год пребывания митрополита Гавриила во главе Молдо-Валашского и Бессарабского экзархата. Ничто не предвещало резкого поворота в судьбе иерарха. Экзархат успешно управлялся, власти Дунайских княжеств были лояльны Петербургу, в конце 1811 года русские войска под командованием Михаила Кутузова ликвидировали крупную османскую группировку у Рущука на Дунае.
Однако в жизнь Гавриила вновь вмешалась геополитика. Приближалось Наполеоновское вторжение в Российскую империю. Правительство Александра I отчаянно стремилось заключить мирный договор с османами и избежать тем самым войны на два фронта.
Культура
Память о Пушкине: как Бэнулеску-Бодони в Царскосельский лицей ездил
По условиям заключенного в 1812 году в Бухаресте русско-турецкого мирного договора, Валахия и основная часть Молдавского княжества возвращались под власть Турции. Пруто-Днестровское же междуречье переходило в состав Российского государства. В церковном плане это означало восстановление над Яссами и Бухарестом юрисдикции Константинопольской патриархии.
Таким образом митрополит Гавриил сделал все возможное, чтобы окончательно вырвать Молдавию, Валахию и Бессарабию из-под власти Османской империи. Но объективные условия в 1812 году обусловили лишь частичное достижение этой цели.
Вместе с ближайшими соратниками Бэнулеску-Бодони вынужден был покинуть Дунайские княжества. Его труды там и в Бессарабии были высоко оценены Петербургом. Иерарх удостоился высшей награды России – ордена Андрея Первозванного. Кроме того, митрополит получил право ношения зеленой мантии, которую могли носить только патриархи.
Начиналась самая продуктивная часть деятельности митрополита Гавриила по созданию новой Кишиневской епархии Русской православной церкви, продолжателем которой является современная самоуправляемая Молдавская митрополия.