КИШИНЕВ, 7 апр – Sputnik. Депутаты парламента Молдовы в первом чтении одобрили поправки к нескольким законам, в том числе в Закон о Службе информации и безопасности, Закон о свободе выражения мнения и Кодекс об аудиовизуальных услугах.
"За" проголосовали 56 депутатов фракции "Действие и солидарность" (PAS). Парламентская оппозиция в знак протеста против принятия данных поправок ранее покинула зал заседаний.
Что предусматривают поправки к законам
В Закон о свободе выражения мнения предлагается внести уточнения в определение некоторых понятий.
Дезинформацией будет называться намеренное, совершенное со злым умыслом распространение информации, которая вредит безопасности общественного информационного пространства.
Информация, которая вредит безопасности общественного информационного пространства, – это ложная информация, направленная на создание паники, напряжения, социальных конфликтов, военных конфликтов, техногенных разрушений или гуманитарных катастроф. Это может быть информация, разжигающая ненависть или насилие, оправдывающая или продвигающая военную агрессию, агрессию гибридного типа или ее элементы, информация, которая исходит от органов власти государства, которое находится в состоянии военного конфликта / признано государством-агрессором; оправдывающая или продвигающая терроризм, оправдывающая, продвигающая или прославляющая диктаторские режимы, подвергающая опасности общественные блага, такие как демократия, национальная безопасность, социальная сплоченность, общественная безопасность, здравоохранение, экологический баланс и другое.
Что сможет СИБ?
Среди прочего в законопроекте предлагается предоставить государству ряд дополнительных рычагов для вмешательства в деятельность СМИ, если, как отмечают авторы инициативы, информационная безопасность страны находится под угрозой. Важная роль в этом процессе будет отводиться Службе информации и безопасности.
В частности, на СИБ при обеспечении национальной безопасности возлагаются следующие функции: "разработка и внедрение в пределах своих полномочий системы мер, направленных на выявление, предотвращение и противодействие действиям, которые, согласно Концепции информационной безопасности Республики Молдова, представляют угрозу информационной безопасности".
СИБ в пределах полномочий имеет право: "давать органам государственной власти/учреждениям, юридическим лицам независимо от формы собственности, а также физическим лицам обязательные к исполнению предписания по устранению причин и условий, способствующих возникновению угроз системе национальной безопасности, в том числе угроз информационной безопасности".
В законе может появиться новая статья "Противодействие дезинформации/распространению недостоверной информации, влияющей на информационную безопасность, циркулирующей в системах электронных коммуникаций".
"Поставщики услуг, которые предоставляют площадку для онлайн-контента, и поставщики онлайн-контента на территории Республики Молдова обязаны по подлежащему исполнению указанию со стороны СИБ немедленно прекратить, проинформировав об этом общественность, передачу в сети электронной коммуникации <…>, путем удаления на уровне источника, если через данное содержание продвигается дезинформация или фейковые новости, которые угрожают информационной безопасности", – сказано в тексте.
СИБ сможет утверждать и обнародовать перечень источников интернет-контента, продвигающих дезинформацию/ложную информацию, которая угрожает информационной безопасности.
Поправки в Уголовный кодекс и Кодекс о правонарушениях
Среди прочих поправок в Уголовный кодекс Молдовы предлагается дополнить его несколькими статьями.
Неисполнение постановлений Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова в случае, если это привело к:
a) смерти одного или нескольких человек;
b) массовому заболеванию людей;
c) особо крупному ущербу государству,
наказывается штрафом в 550-850 условных единиц (27 500 – 42 500 леев) или лишением свободы на срок до трех лет в обоих случаях с лишением права заниматься определенной деятельностью в течение двух-пяти лет, а для юрлиц штраф составит 2000-4000 у. е. (100 000 – 200 000 леев) с лишением права заниматься определенной деятельностью.
В случае аналогичных действий, совершенных в период ЧС, осадного положения или войны, грозит тюремный срок до пяти лет в обоих случаях с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью в течение от пяти до десяти лет, а для юрлица – штраф в размере 4000-7000 у. е. (200 000 – 350 000 леев) с лишением права на определенную деятельность или с ликвидацией юридического лица.
В Кодексе о правонарушениях за распространение дезинформации или информации, которая вредит информационной безопасности Молдовы, физлица могут получить штраф от 400 до 450 условных единиц (20 000 – 22 500 леев), юрлица – от 800 до 1200 у. е. (40 000 – 60 000 леев) с возможным запретом на осуществление деятельности на срок до шести месяцев.
В случае повторного нарушения или нарушения, совершенного группой лиц, штрафы для физлиц составят 450-550 у. е. (22 500 – 27 500 леев) и от 40 часов до 60 часов неоплаченного труда в пользу общества, для ответственного лица – от 600 до 900 у. е. (30 000 – 45 000 леев), а для юрлиц – 1200-1500 у. е. (60 000 – 75 000 леев) с приостановкой деятельности на срок от 6 месяцев до года.
Кроме того, предлагается ужесточить санкции для телеканалов за распространение дезинформации, нарушение норм показа рекламы и местного контента.
Законопроект включен в повестку законодательного органа с 9 по 14 апреля. Согласно пресс-релизу парламента, инициатива будет рассмотрена в первом чтении.