Бессарабский контекст "Свадьбы в Малиновке", в которой "опять сменилась власть"

Реальный прототип Петри Бессарабца во главе молдавской "гвардии" Григория Котовского.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
"Опять власть меняется" – это знаменитое выражение из советского фильма снова символизирует события, происходящие ныне в селе Малиновка Запорожской области. В начале марта этот населенный пункт был занят российскими войсками. Затем ВСУ отчитались об "освобождении" Малиновки. И вот 20 апреля россияне вновь установили контроль над селом с легендарным названием.
Причем события, описанные в "Свадьбе в Малиновке", разворачивались около 100 лет назад, и их активными участниками были выходцы из Бессарабии. Настоящим олицетворением красных конников стал Петря Бессарабец, образ которого в фильме блистательно воплотил актер Николай Сличенко.
На самом деле у этого киногероя был реальный прототип, уроженец Бессарабской губернии. Им был крестьянин из села Сатул-Ноу (ныне это Новосельское Измаильского района) Михаил (настоящее имя Илларион) Нягу.
Он родился в 1890 году в бедняцкой семье. Отличался высоким ростом, большой физической силой. В 1912 году Нягу призвали на службу в российскую армию, которую он проходил в артиллерийском полку в Очакове.
В 1914 году грянула Первая мировая война, а спустя 2 года во время открытия Румынского фронта Нягу выпала удача проходить службу в родных краях на Дунае.
На волне революционных изменений солдат Нягу был избран в состав полкового комитета, а затем он стал активным участником крестьянского передела земель в родном Измаильском уезде.
Общество
Котовский – "бандит романтик" и основатель Второй Молдавской республики
В начале румынской оккупации в 1918 году наш герой подвергся аресту, но смог бежать. Когда в январе 1919-го вспыхнуло антирумынское Хотинское восстание, Нягу присоединился к повстанцам и возглавил конный отряд. Поражение восстания вынудило его во главе группы бойцов переправиться на левый берег Днестра.
Летом 1919 года Нягу вместе со своим отрядом влился в формировавшуюся стрелковую бригаду Григория Котовского. Земляк произвел на комбрига настолько хорошее впечатление, что его назначили командиром Первого бессарабского конного полка в составе бригады.
В подчинении Нягу были наиболее решительные и боеспособные котовцы, в основном уроженцы Пруто-Днестровского региона. Трудно было в Красной армии найти столь же мотивированное подразделение как Бессарабский кавалерийский полк Нягу. А все потому, что Польша и зависимый от нее Петлюра являлись союзниками Румынского королевства. Соответственно, война с петлюровщиной и польским вторжением на Украину были для бессарабцев частью борьбы за освобождение родины от иностранной оккупации.
Нягу был главной опорой Котовского в его военных кампаниях 1919–1920 годов: поход на Житомир, оборона Петрограда от войск Юденича, Одесская операция (за нее комполка получил орден Красного Знамени), а затем участие в польско-советской войне.
В ходе последнего события бригада Котовского уже была отдельной кавалерийской. Это означало, что в ее составе было уже два кавполка, и Нягу продолжил возглавлять первый из них.
На польском фронте бессарабские конники отличились в сражениях под Белой Церковью, а затем постоянно действовали в авангарде Красной армии, наступавшей на запад.
Как Фрунзе и Котовский добились создания МАССР
В июне 1920 года под волынским местечком Любар (на границе нынешних Житомирской и Хмельницкой областей) произошло событие, которое прервало успешную военную карьеру бессарабского командира.
На реке Случ поляки создали оборонительный рубеж и попытались остановить продвижение красных. Излюбленная тактика Котовского лихим кавалерийским наскоком овладеть укрепленным пунктом успеха не принесла. Первый кавполк сумел прорваться в местечко, но был выбит из него.
Началась подготовка к новому штурму. Эскадроны получили штыки и стали готовиться к пешей атаке на польский гарнизон. 27 июня на рассвете котовцы ворвались в Любар, начались ожесточенные городские бои. Поляки отступили, а Нягу во главе одного из эскадрона бросился в погоню за ними. В стычке комполка получил тяжелое ранение. Без сознания он был вынесен из боя.
Спасая своего командира, в той схватке погиб боевой товарищ Нягу еще по Хотинскому восстанию, бессарабец Владимир Подлубный. Нягу же отправился на излечение в Одесский военный госпиталь, где находился до 1921 года. Во время следования к новому месту службы в местечко Тараща под Киевом он заболел воспалением легких (по другим данным, тифом) и умер.
Реальный прототип Петри Бессарабца был наверняка менее артистичен, чем воплощение Николая Сличенко. Однако главная характеристика Нягу в фильме "Свадьба в Малиновке" передана точно. Он являлся одним из лидеров социально-патриотического движения бессарабцев во главе с Григорием Котовским. Именно благодаря таким людям, как Михаил (Илларион) Нягу, Украину удалось уберечь от поглощения новой Речью Посполитой, а значит, сохранить возможность освобождения Молдавии из румынского плена.