Подкасты

Жереги: надо вернуть то кино, которое было универсальным, понятным на всех языках мира

В России 27 августа свой профессиональный праздник отмечают кинематографисты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Став частью СССР, Молдавия внесла значимый вклад в киноискусство Советского Союза, в Кишиневе с 1952 года действовала киностудия "Молдова-филм". Молдавских киноактеров в России знают и любят.
Площадка "Молдова-филм" стала стартовой для многих киноактеров, ставших впоследствии звездами первой величины. Среди них Михаил Боярский ("Мосты", 1974 год), Татьяна Васильева ("Марк Твен против", 1975 год), режиссеры Вадим Дербенев и Петр Тодоровский (как оператор). Кино позволяло молдавским актерам сделать карьеру в масштабе всего СССР, что демонстрировало уважительное отношение к молдавской культуре. Многие отечественные актеры и сейчас работают в России: Светлана Тома (сериалы "Бедная Настя", "Люба, дети и завод"), Ирина Лачина ("Экипаж", "Воронины"), Александр Олешко ("Папины дочки").
"Единственный шанс возродить современную кинематографию - это взять оттуда все хорошее, что было, и связать с современными, новыми правилами работы в кинематографе", - говорит в интервью Sputnik Молдова советский, молдавский сценарист, лауреат многих международных и всесоюзных кинофестивалей, народный артист Республики Молдова, экс-директор национального центра кинематографии Валериу Жереги.
По его мнению, современная Молдова – многонациональное государство, которое объединяет регионы с выраженным этнокультурным своеобразием. Для того, чтобы обеспечить прочный гражданский мир и устойчивое социально-экономической развитие, Молдове необходима инклюзивная политика в сфере культуры и языка, уважительное отношение ко всем без исключения периодам истории страны.
"В прошлом кинематографе мы имели гарантированное гособеспечение проката фильмов, плановое финансирование и то, что в кино допускались профессионалы. Это было то, что нельзя было потерять", - вспоминает сценарист.
По мнению Валериу Жереги, сейчас нет гарантированной поддержки от государства, при более широких возможностях качество продукта упало.

"Надо вернуть то кино, которое было универсальным, понятным на всех языках мира. Раньше можно было выключить звук, и все было понятно. Нельзя оставлять работу всех производственных студий на самотек. Государство должно взять на себя обязательство вновь обратить внимание на киноиндустрию как на пополнение национального банка. Мы должны представить миру уровень культуры через кино", - отмечает Жереги.

По словам сценариста, без поддержки государства вне Национального центра кинематографии и анимации (CNC) это будет очень сложно сделать.
"Я надеюсь, что наше государство посмотрит на кино несколько иначе, чем это происходит на протяжении 30 лет. Будущее у молдавского кино есть. Кино должно приносить добро, оно должно быть культурным явлением всей нашей нации", - отмечает Жереги.