Проект газового хаба согласован с Botas — компанией, занимающейся трубопроводами сырой нефти и природного газа, а также с энергетической биржей Epias. В ЕС обеспокоены: на горизонте замаячили имиджевые и экономические потери. Какие выгоды получат Россия и Турция и чего опасаются в Европе — в материале РИА Новости.
Для чего строят
Построить еще один газопровод и хаб в дополнение к "Северному потоку" Владимир Путин предложил на форуме "Российская энергетическая неделя". Из Турции топливо пойдет в третьи страны, прежде всего в европейские — если захотят.
Как сообщил в конце октября министр энергетики и природных ресурсов Фатих Дёнмез, к работе уже приступили.
"У нас всегда была цель стать газовым центром", — подчеркнул он.
Хаб — это распределительная площадка, связанная с объектами инфраструктуры. Туда поступает газ, и там формируется его цена.
Редкий шанс
Как отметили в "Газпроме", проект выгоден всем — и Москве, и Анкаре, и Брюсселю. На это указывают и аналитики.
"Турция будет зарабатывать на транзите из России в Европейский союз гораздо больше, чем сейчас, хотя, конечно же, это нельзя рассматривать в качестве полноценной замены "Северным потокам": мощность каждого из них — 55 миллиардов кубометров. "Турецкого" — 31,5, "Голубого" — 16", — объясняет Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач напоминает, что турки с идеей хаба "носятся много десятилетий". Теперь их мечты могут сбыться.
"Турция сорвет газовый джекпот — обеспечит поставки в Европейский союз не только из России, но и из Азербайджана, Ирана и Туркменистана, — добавляет Леонид Хазанов. — Правда, это потребует довольно больших инвестиций, которые правительству и местным нефтегазовым компаниям надо где-то изыскать".
"Обезличенный" газ
В случае реализации проекта Россия направит часть сырья в Европу, несмотря на негативную политическую конъюнктуру, европейцы получат газ в "обезличенной" форме: на нем ведь не написано, откуда он поступил на торговую площадку. Разумеется, ЕС понесет определенные имиджевые издержки, зато станет меньше покупать дорогого СПГ.
Не исключены и стратегические потери. Например, есть риск того, что Германия уступит статус крупнейшего газового хаба Европы Турции.
В ЕС обеспокоены проектом и заверяют: российский газ ни за что не купят. Министр промышленности и торговли Чехии Юзеф Сикела в интервью турецкой газете Dnya признался, что импорт нефти и газа вызывает серьезные споры в Европе, особенно в том, что касается России.
"Понятно, откуда этот газ. Полагаю, Европа не купит его", — сообщил он.
Выбор есть
Стремление ЕС диверсифицировать поставки энергоресурсов эксперты считают одним из рисков для нового хаба. По оценкам "Газпрома", с 1 января по 15 октября перекачка в Европу снизилась на 41,4 процента (на 63 миллиарда кубометров) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По некоторым прогнозам, в 2022-м корпорация может потерять до половины экспорта в европейские страны.
"Проблема с невостребованностью избытков топлива действительно есть, и средиземноморский хаб мог бы ее решить", — говорит Николай Неплюев, экономист и частный консультант по инвестициям. Однако вопрос в позиции ЕС — насколько сильно там желание и дальше ограничивать газовый импорт из России.
На Европу продолжат давить и США. Им такой хаб совсем ни к чему: сейчас 70 процентов американского СПГ-экспорта уходит на европейский рынок. Вашингтон попробует воздействовать и на правительство, вплоть до санкций, предполагает Хазанов.
Сговорчивость Брюсселя зависит от заинтересованности в стабильных поставках топлива и экономического положения, которое ухудшается.
Этой зимой обострения кризиса не ждут: практически все европейские газохранилища заполнены. Однако, как предупредил глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль, в следующем году ситуация может быть гораздо хуже. Европа вообще рискует лишиться российского трубопроводного газа уже с декабря — Москва не станет продавать топливо в случае введения ценового потолка. В результате, как рассчитали в МЭА, в феврале хранилища практически опустеют — останется не больше 20 процентов. И это даже при условии сохранения нынешнего уровня импорта СПГ, выросшего за восемь месяцев на 65%.