Непосредственным участником принятия судьбоносных решений для всей Евразии 100 лет назад был этнический молдаванин, знаменитый красноармейский военачальник Михаил Фрунзе. Более того, его активное участие в учреждении СССР весьма поспособствовало возрождению Молдавской государственности, которое произошло в 1924 г.
К моменту подготовки объединительных процессов на пространствах бывшей Российской империи в 1922 году. Фрунзе одновременно являлся уполномоченным Российского военно-революционного совета на Украине и заместителем председателем правительства Украинской республики. Такой двойной статус во многом предопределил компромиссные позиции, которые занимал Фрунзе в ходе споров между "унитаристами" и "конфедералистами" при создании СССР.
В мае 1922 года для урегулирования отношений Российской Советской Федерации и Украинской ССР решением ЦК РКП(б) была создана специальная комиссия. Фрунзе стал руководителем этого органа и, пожалуй, это был его дебют на политическом олимпе советского государства.
В состав комиссии кроме Фрунзе входили такие политические тяжеловесы как генеральный секретарь РКП (б) Сталин, близкий сподвижник Ленина и глава Моссовета Каменев, первый секретарь компартии Украины Мануильский.
Работе комиссии Фрунзе "по украинским делам" придавалось большое значение, поскольку к середине 1922 г. в отношениях между РСФСР и формально суверенными советскими республиками накопилось много нерешённых вопросов. Новый механизм взаимодействия Советской России и Украинской ССР (второй по величине союзной республикой) мог стать рабочей моделью и для остальных участников социалистического содружества.
Комиссия Фрунзе выработала решения, позволившие улучшить текущее взаимодействие государств. Представитель Украины вошёл на правах полноправного члена в состав правительства России, а центральные органы РСФСР и УССР обязались взаимно согласовывать свои отношения. Другие предложения этого рабочего органа были переданы для подготовки пленума ЦК РКП(б) по вопросам национально-государственного строительства. Этот партийный форум прошёл в начале октября 1922 г. и определил основные принципы предстоящего создания объединённого государства.
Члены большевистского ЦК поддержали ленинский план, который предусматривал равноправие объединяющихся республик (РСФСР, Украинской и Белорусской ССР, Закавказской Федерации), образование наднациональных органов власти, право свободного выхода союзных республик из СССР.
Процесс учреждения Советского Союза был построен таким образом, что сама инициатива его создания формально выдвигалась не Россией, в другими республиками. Одной из первых это сделала Украина.
Десятого декабря 1922 года в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов. С основным докладом об образовании СССР на нём выступал Фрунзе. Таким образом этнический молдаванин, вице-премьер украинского правительства был в числе первых общественных деятелей, провозгласивших объединение советских республик на уровне высших органов власти (до того данный вопрос обсуждался преимущественно партийными инстанциями).
Фрунзе представил все преимущества, которые давала интеграция республик, акцентировал внимание на необходимости одновременной борьбы с "великодержавным шовинизмом" и "буржуазным национализмом". По его предложению Всеукраинский съезд Советов принял Декларацию об образовании Союза Социалистических Советских Республик.
На Первом Всесоюзном съезде советов, открывшемся 30 декабря 1922 г. в здании Большого театра, Фрунзе выступал в начале форума от имени конференции полномочных делегаций союзных республик. Кроме того, совместно с Калининым он председательствовал на съезде.
Съезд одобрил учредительные документы Советского Союза, утвердил состав Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР. Вопреки своему названию этот орган представлял собой не столько исполнительную, сколько представительную структуру власти. В него входило более 370 человек, которым предстояло определить порядок деятельности народных комиссариатов (министерств) СССР.
Фрунзе был избран в состав ЦИК и вошёл в состав так называемой расширенной конституционной комиссии. В основу Основного закона СССР были положены Декларация и Договор об образовании СССР. На одном из заседаний комиссии встал вопрос, стоит ли использовать само понятие "конституция" в отношении разрабатываемого документа. Глава правительства Украины Раковский, стоявший на позициях конфедеративных отношений союзных республик, был против этого. Однако Фрунзе в данном вопросе поддержал позицию председателя ЦИК от РСФСР (каждая союзная республика имела своего председателя в этом органе) Калинина. Последний говорил, что коль речь идёт о создании единого союзного государства, то и должна быть принята Конституция этого государства.
В то же время на февральском Пленума ЦК РКП(б) 1923 г. Фрунзе выступал с позиций децентрализации Советского Союза. Большой резонанс вызвало его выступление, в котором он категорически возражал против дублирования органами РСФСР функций союзных органов власти. Фрунзе также настаивал на расширении бюджетных прав республик путем предоставления им финансовой инициативы и получения возможности самостоятельного поиска кредитов для получения займов.
Позднее, с трибуны XII съезда РКП(б) в апреле 1923 г. Фрунзе акцентировал внимание на развитии промышленности в национальных республиках и даже предложил перенести на окраины бывшей Российской империи ряд промышленных предприятий.
В целом же в 1923 г. на фоне складывания СССР разворачивались политические процессы, которые очень способствовали последующему созданию Молдавской Автономной ССР.
С одной стороны, Фрунзе, вскоре ставший основным лоббистом в советском руководстве идеи возрождения Молдавской государственности, стремительно набирал политический вес. Ни одно из существенных мероприятий по национальной политике не обходилось без его выступлений. Причём они, во многом, задавали тон для дискуссий.
Взгляды Фрунзе на национально-государственное строительство можно охарактеризовать как федерализм. Он возражал против сталинского плана, по которому союзные республики должны были войти на правах автономий в состав РСФСР. Однако стремление украинских руководителей превратить Союз в аморфную конфедерацию суверенных республик также не получили его поддержки. Между тем позицию Фрунзе нельзя было игнорировать, поскольку на исходе Гражданской войны он имел огромный авторитет в Красной Армии.
С другой стороны, в ходе XII съезда РКП(б) был поставлен вопрос преодоления "фактического неравенства народов" и борьбы не только с "великороссийским шовинизмом", но и национализмом титульных наций союзных республик. В основе такой политики лежали политические интересы Сталина, но объективно она способствовала удовлетворению просьб об учреждении Молдавской Автономной Республики на части территории Украинской ССР.
Таким образом, когда в начале 1924 г. в ЦК партии большевиков поступила докладная записка инициативной группы "О необходимости создания Молдавской Советской Социалистической Республики", для положительного решения данного вопроса уже сложились необходимые субъективные (взлёт карьеры Фрунзе) и объективные (политика коренизации национальных республик) условия.
"Молдавский" вклад в процесс создания СССР в виде федералистских устремлений Фрунзе помог Союзному государству обрести федеральную структуру, которая существовала на протяжении большей части его истории. В тоже время такая структура Советского союза в совокупности со сложившимся в нём балансом сил позволили решить вопрос о создании Молдавской Автономной Республики в 1924 г.