Индия и Китай начали приобретать у России редкие сорта арктической нефти. Аналитики не исключают, что стремление крупнейших импортеров диверсифицировать закупки потеснит ближневосточных конкурентов и принесет Москве дополнительную прибыль, отмечает корреспондент РИА Новости Наталья Дембинская.
Закупились по полной
Ценовой потолок, введенный 5 декабря "Большой семеркой" (G7), Европейским союзом и Австралией, никак не сказался на азиатских партнерах России. Индия и Китай и раньше получали нефть со скидкой, дешевле 60 долларов за баррель.
Но России это тоже выгодно. Рекордные сделки с Пекином и Дели в значительной степени компенсировали потери в Европе.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), с февраля Индия увеличила закупки в 36 раз — с 30 тысяч до 1,08 миллиона баррелей в день. И даже опередила Китай (830 тысяч в сутки). Общий поток топлива в Азию вырос втрое — до 2,5 миллиона баррелей. По подсчетам S&P Global Commodities at Sea, доля КНР и Индии в морском экспорте сырой нефти из России достигла 68%. "Азиатские гиганты поглотили европейские баррели практически полностью", — констатировали аналитики.
Основной скачок азиатского импорта пришелся на второй квартал 2022-го: Пекин и Дели приобрели на 11 миллионов тонн нефти больше, чем в первом квартале. Это добавило Москве девять миллиардов долларов. Особенно отличилась Индия, подняв импорт с 0,66 миллиона тонн до 8,42.
Азиаты не скрывают: они пользуются ситуацией. Их порты и прибрежные НПЗ гораздо ближе к Саудовской Аравии, Ираку, ОАЭ,. Но Россия дает хороший дисконт.
Особые сорта
По данным компаний Vortexa и Kpler, Китай приобрел недавно три партии нефти из Арктики: более легкий сорт "Новый порт", сырой "Варандей", а также высокосернистую и плотную Arco.
Раньше Arco в основном отправляли в Великобританию и Нидерланды. Теперь европейцы ничего не получат.
"Арктические сорта переориентировали", — подтверждает ведущий аналитик Kpler по сырой нефти Виктор Катона. Как отмечают трейдеры, на них тоже дают скидку.
Диверсифицировать закупки
Китай хочет диверсифицировать закупки на фоне действующего на Западе потолка цен на российские энергоресурсы, указывает Леонид Хазанов, промышленный эксперт.
"Для Пекина это еще и инструмент давления на ближневосточных поставщиков: можно добиться более выгодных условий. И нарастить поставки бензина, дизельного топлива в Европу", — добавляет он.
В нефти из Восточной Сибири и Арктики меньше серы, чем в экспортной смеси Urals. Дизельное топливо получается более качественным.
"Китай готов брать больше легких сортов, и спрос на них продолжит расти", — уточняет независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Потеснить конкурентов
Индия в ноябре приобрела 6,67 миллиона баррелей арктической нефти. Это рекорд, отмечает Хазанов.
Ближневосточным сортам, в частности Basrah Heavy из Ирака, придется потесниться.
"Сернистая нефть — сырье для органического синтеза. Безусловно, наши поставки сократят ближневосточные", — уверен Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS.
Арктические сорта обладают рядом преимуществ и могут использоваться для производства резины, а также в некоторых высокотехнологичных секторах промышленности.