Культура

Бессарабский "клад сына Аттилы" и Волго-Уральская прародина волохов

В День археолога, который отмечается 15 июля, есть повод вспомнить об одной из самых значительных археологических находок последнего времени на Нижнем Дунае.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Речь о кладе у озера Ялпуг, найденном в 2006 году и датируемом второй половиной V века. В бронзовом сосуде (диаметром 35 и высотой 10 сантиметров) находились не менее 49 вещей. Последняя информация приблизительна, поскольку люди, нашедшие клад, продали его перекупщику драгоценностей. Благо, что были сделаны фотографии элементов клада, ряд из которых идентифицирован в частных коллекциях.
Значительная часть вещей Ялпугского клада изготовлена из золота с декором из граната и бирюзы в очень дорогой и сложной технике перегородчатой инкрустации. Это фрагменты декора клинкового оружия, элементы конского снаряжения: части ременной гарнитуры, удил, седельные накладки, украшения для седла и др.
Принадлежал клад, скорее всего, гуннскому вождю. Большая же часть вещей была произведена в византийских мастерских.
Проникновение гуннов в Карпато-Днестровский регион произошло во время Великого переселения народов, в последней четверти IV века. Ядром этого конгломерата племен являлись тюркоязычные гунны (хунну – как их именовали китайцы). Из Центральной Азии эти кочевые скотоводы мигрировали в Приуралье, а затем в Предкавказье. На этом пути они подчинили себе местных угров и сарматов.
Около 370 года гунны переправились через Дон и разгромили Остготскую державу, контролировавшую Северное Причерноморье. Часть разгромленных германцев также присоединилась к победителям. Другие же бежали на запад, ища спасения во владениях родственных себе вестготов.
Общество
От Нисира до Валахии: как Молдавию изображали на старинных картах
Вестготский король Атанарих решил дать бой гуннским ордам на правом берегу Днестра – западной границе своих владений. Однако и он ничего не смог противопоставить вторжению кочевников. Вестготы отступили в полном беспорядке к Дунаю. Там германцы обратились к властям Восточной Римской империи, прося укрытия во Фракии. Гунны же стали властвовать над огромными пространствами от Нижнего Дуная до Волги.
В 420 году они обосновались и на Среднем Дунае, в Паннонии (современная Венгрия). Правители обеих частей Римской империи были вынуждены добиваться благосклонности гуннских ханов. В 443 г. знаменитый Аттила через Балканы повел гуннов на Константинополь и вынудил византийцев откупаться от штурма своей столицы. Гуннское "царство" стало могущественной мировой державой и едва не захватило столицу Западной Римской империи.
Однако в 455 г., после того как "бича Божьего" – Аттилы не стало, германские племена восстали против своих недавних повелителей. В битве при Недао (в Паннонии) сыновья Аттилы были разбиты, а гунны изгнаны из Центральной Европы.
В этот период двое из сыновей Аттилы (Эмнетзур и Ультзиндур) со своими ордами поселились в низовье Дуная. Здесь на осколке распавшейся Гуннской державы у степных кочевников сформировался один из центров власти. Вероятно, с ним и связано возникновение Ялпугского клада, в который вошли вещи, преподносившиеся гуннской знати византийцами. Поэтому археологи иногда полушутя называют эту сокровищницу "кладом сына Аттилы".
В дальнейшем придунайские гунны были поглощены другим тюркским племенем, пришедшим из Азии, – болгарами. Те, в свою очередь, сформировали политическую элиту Первого Болгарского царства, но были ассимилированы балканскими славянами.
Вполне возможно, что процесс переселения скотоводческих народов в Европу IV-VII веков имеет непосредственное отношение к волохам – предкам современных молдаван и румын. Гипотезу на сей счет выдвинул доктор истории, редактор-координатор международного научного журнала "Stratum plus. Археология и культурная антропология" Роман Рабинович.
Опираясь на ряд аргументов, молдавский историк полагает, что исторической родиной волохов является Волго-Уральский регион. "Движение гуннов увлекло часть волохов на запад, подобно тому как это произошло с болгарами, аланами, германцами и десятками других народов", – пишет в одной из своих работ Рабинович.
Отправной точкой в его аргументации являются сведения, изложенные в записках средневекового монаха – францисканца Гильома де Рубрука, совершавшего в XIII веке путешествие в Монголию по поручению французского короля Людовика IX.
Монах свидетельствовал, что вблизи земли Паскатир (башкир) "живут Иллак, что значит то же, что Блак, но татары не умеют произносить Б; от них произошли те, кто живет в земле Ассана". Под последней подразумевается дунайская Валахия.
Общество
"Гагаузское село с видами на Ялпуг". Представлен генплан развития Комрата
Ему вторит другой монах – средневековый ученый Роджер Бэкон: "И близ земли Паскатир находятся балхи из Великой Балхии, откуда пришли балхи в землю Ассана между Константинополем и Болгарией и Малой Венгрией".
Можно предположить, конечно, что европейцы опирались на какой-то недостоверный источник. Но вот аналогичная информация от арабского историка Мутаххара ал-Макдиси второй половины X века: по соседству с "турками" по дороге из Хорезма (Центральная Азия) в Булгар (Среднее Поволжье) проживает немногочисленный народ "валадж". Среди историков почти не оспаривается валашская идентификация этого этнонима.
По мнению Рабиновича, все эти сведения совершенно незаслуженно отметались ранее как "абсурдные". Во многом это было обусловлено политическими мотивами, поскольку ставило под сомнение автохтонность (изначальное проживание) предков восточных романцев в Карпато-Дунайском регионе, преемство между волохами и фракийцами.
Итак, если исходить из миграционной концепции происхождения волохов, вполне вероятно, что часть волохов переселилась в Европу именно во время гуннского вторжения. Как полагает ряд историков, таким образом они переместились в восточно-альпийскую зону, включая и примыкающую область северо-западных Балкан. Именно там и произошла их романизация. Ну а позже, через несколько веков, уже будучи латиноязычными, волохи мигрировали и в область Карпат и на Балканы.
Точку в рассмотрении данной гипотезы, как и в случае с поиском прародины болгар и венгров, может поставить археология. Ведь Волго-Уральская Влахия, если она действительно существовала, должна была оставить после себя какие-то материальные артефакты.