Усиливающаяся зависимость от ядерного топлива очень беспокоит Белый дом. Байден попросил у конгресса больше двух миллиардов долларов на производство собственного обогащенного урана. Задача не из легких: в США за несколько десятилетий атомная промышленность пришла в упадок. И если Москва вдруг прекратит экспорт, реакторы придется выключать. Подробнее о ситуации – в материале корреспондента РИА Новости.
Поднять производство
В октябре конгресс так и не утвердил бюджет на 2024-й — приняли временный, на 45 дней, чтобы избежать шатдауна. Законодателям предложили учесть дополнительные расходы — шесть миллиардов на поддержание "национальной энергетической безопасности". В частности, Байден просит 2,2 миллиарда на обогащенный уран.
Речь о "расширении долгосрочных внутренних мощностей по обогащению" для разрабатываемых в стране малых модульных ядерных реакторов.
В Белом доме подчеркнули: это приоритет нацбезопасности, поскольку зависеть от Москвы нельзя ни в чем.
Россия обеспечивает топливом 50 процентов реакторов в мире. Доля в урановом импорте США — более 30 процентов. Остальное — из Европы.
Энергетическая политика
Однако эксперты сомневаются, что это поможет. Отрасли нужно 17 тысяч тонн урана в год, а добыча — менее 100 тонн. Одна из главных причин столь печальной ситуации — провальная энергетическая политика.
Власти в 1980-е отказались от стимулирования внутреннего производства ядерного топлива, предпочитая закупать его за границей. Нынешнему поколению американских политиков приходится расхлебывать ошибки предшественников, отмечает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
В 1993-м Вашингтон и Москва заключили "Великую урановую сделку". По программе "Мегатонны — в мегаватты" Россия обязалась снять с вооружения и переработать 500 тонн оружейного урана, а США пообещали купить полученное в результате низкообогащенное топливо. Договор был рассчитан на 20 лет. За это время американская атомная промышленность благополучно развалилась. Неэффективные обогатительные предприятия закрылись. Впоследствии, вместо того чтобы инвестировать в модернизацию центрифуг, сменявшие друг друга администрации продолжали импортировать уран.
Ничего не осталось
Ни одна американская компания не занимается обогащением урана. Точнее, остался только один коммерческий завод в Нью-Мексико, принадлежащий Urenco Ltd. — британско-немецко-голландскому консорциуму.
"Когда-то США доминировали на рынке, но вихрь исторических факторов, включая сделку с Россией после распада СССР, позволил Москве монополизировать половину мирового рынка", — констатирует New York Times.
В стране 93 реактора, генерирующих пятую часть всей энергии. Четверть критически важного топлива поставляет "Росатом". Это обходится в миллиард долларов в год.
Поздно спохватились
Если не принять меры, Россия "продолжит контролировать мировой рынок урана в ущерб союзникам и партнерам США", беспокоятся в Белом доме. Нужен "долгосрочный запрет на импорт обогащенной урановой продукции", считают там.фыц
Наблюдатели подчеркивают: восстановить разрушенное за десятилетия практически невозможно. На создание новой цепочки поставок уйдут годы. И разумеется, это потребует намного большего государственного финансирования, чем сейчас.
Европа также зависит от Москвы, хотя и в меньшей степени. Россия — по-прежнему единственный в мире производитель топлива повышенного обогащения (HALEU), необходимого для современных реакторов.
Внезапное прекращение экспорта — серьезная угроза. На Западе этого боятся, поскольку, как напоминает NYT, "Россия часто использует энергетику в качестве геополитического инструмента".
Разрыв спроса и предложения на топливо резко повысит цены, электростанции утратят рентабельность. Придется попросту выключать реакторы.
"Нагнетая истерику вокруг России, США все так же сидят на урановой игле и соскочить с нее никак не могут — остановка АЭС лишит электроэнергии жилые дома и промышленные предприятия", — указывает Хазанов.
Ожидается, что к 2035-му число атомных реакторов в мире увеличится с 422 до 513. По прогнозу Всемирной ядерной ассоциации, спрос на уран вырастет на 28 процентов к 2030-му и почти удвоится к 2040 году. Значит, Россия продолжит получать большой доход и сможет еще сильнее влиять на цены. А США и их союзникам остается уповать на гарантированные поставки на все более нестабильном мировом рынке.