К российский аналог SWIFT – СПФС – подключены 160 зарубежных кредитных организаций в 20 государствах. Чем грозит очередная атака Запада и есть ли альтернативы у Москвы и ее крупнейших торговых партнеров — в материале РИА Новости.
Взяться за чужое
СПФС запустили еще в 2014-м. В 2023-м объем платежей через эту систему увеличился почти в три раза.
Теперь, по информации Bloomberg, Запад решил с этим разобраться.
Как уточнили источники агентства, на предстоящем саммите G7 в Италии хотят согласовать комплекс мер по "более эффективному обеспечению соблюдения санкций". И нанести удар по СПФС. Предложения находятся "в стадии разработки".
"Едет крыша"
СПФС не имеет никакого отношения к США, и, если американцы собираются ее запрещать, это означает, что у них "едет крыша", сказал журналистам в кулуарах ПМЭФ глава ВТБ Андрей Костин.
Тем не менее Запад попытается усилить давление на российскую экономику и усложнить приобретение подсанкционных товаров — в особенности высокотехнологичных. Так что санкции против банков третьих стран, скорее всего, введут.
Это существенно осложнит международные финансовые операции российским компаниям, торговлю и инвестиции, отмечает Олег Калманович, главный аналитик Neomarkets.
"Никто не хочет попасть в черный список и быть отключенным от SWIFT — ни Казахстан, ни Киргизия, ни Турция, ни Армения, ни Китай", — указывает Евгений Шатов, партнер Capital Lab.
Однако, добавляет аналитик, некоторые страны ЕС выступают против полного запрета СФПС, поскольку это может ухудшить отношения с их торговыми партнерами.
Позиция союзников и альтернативы
Эксперты обращают внимание на то, что тут многое зависит от позиции третьих стран. Тот, кто останется верным обязательствам, получит определенные преференции в сотрудничестве с Россией после преодоления текущих вызовов, говорит Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver.
Кроме того, есть и альтернативные варианты расчетов с Китаем, Индией, Турцией. Тем более с участниками Евразийского экономического сообщества.
"Помимо СПФС от ЦБ, имеются Система быстрых платежей Банка России (СБП), платформа Cyber FT, Finline от Сбербанка, Транзит 2.0 от НРД, а также китайская Система трансграничных межбанковских платежей (CIPS) и индийская межбанковская RuPay от Национальной платежной корпорации (NPCI)", — перечисляет Евгений Шатов.
CIPS вполне можно взять за основу — учитывая стратегическое партнерство с Китаем.
Перспективы в БРИКС
Следующий возможный шаг — объединение всех независимых платежных систем в глобальную альтернативу SWIFT. В БРИКС этим занимаются.
"Цифровые финансовые технологии уже позволяют внедрить системы международных платежей на передовых блокчейн-платформах. Цифровизация российского банковского сектора сегодня, пожалуй, самая передовая в мире", — подчеркивает Гузель Проценко, генеральный директор "Альфа-Форекс".
В планах — основанная на блокчейне система международных расчетов BRICS Pay. Децентрализованная криптовалютная среда намного сложнее для отслеживания. Это решит проблему вторичных санкций. Эксперты считают, что технологически запустить подобный проект можно уже в следующем году.