Общество

БАМу - 50: о молдавском вкладе в строительство магистрали, лютых морозах и энтузиазме

О том, как строили БАМ 50 лет назад, рассказал непосредственный участник тех событий Александр Скобелев.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
КИШИНЕВ, 8 июл – Sputnik. Полвека назад в этот день был дан официальный старт строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – знаменитому БАМу. О том, какой вклад в грандиозную советскую стройку внесла молодежь советской Молдавии, Sputnik Молдова рассказал бывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев.
Бывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев
Решение возобновить полноценное строительство Байкало-Амурской магистрали было принято в 1974 году. В апреле с XVII съезда ВЛКСМ был отправлен первый отряд, а в октябре принято решение о первом финансировании.
Бывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев
По словам Скобелева, тем первопроходцам пришлось труднее всего.
"В Братске, в Сургуте, в Новом Уренгое... Весело было, когда мороз -45 градусов", – смеется он, подчеркивая, что БАМ был "самой грандиозной стройкой за всю историю Советского Союза".
Перебирая черно-белые фотографии, с гордостью демонстрирует Александр Скобелев целое панно из памятных и наградных значков, полученных за участие в строительстве БАМа.
"Там нужны были все", – говорит он.
БАМу 50 лет
Активно участвовала в строительстве магистрали и молдавская молодежь. Каждый год на БАМ из Кишинева отправлялся целый эшелон.

"Каждый год мы отправляли эшелон – это минимум 11 вагонов. Если даже только лежачие места, а 55 мест в вагоне плацкартном, то есть это 550 человек", – вспоминает Скобелев.

БАМу 50 лет
Отряд назывался "Молодогвардеец", была у него и своя отрядная песня – умевших хорошо играть на гитаре в те времена было много, пели и сочиняли дружно.
БАМу 50 лет
Однако не нужно думать, что поездка на БАМ была увеселительной прогулкой: работать приходилось в суровых условиях, засучив рукава. Но и оплачивался честный труд по-честному.

"Оплата этого нелегкого труда была гарантирована государством. И действовали коэффициенты – северные, БАМовские. Фактически получали тройную зарплату", – говорит Александр Скобелев.

Он особо подчеркивает: никто никого силой на стройку не отправлял. Дело было добровольное, и вели молодежь вперед энтузиазм и желание созидать.
В России 8 июля – это официальный праздник, День строителя БАМа.
Россия
Владимир Путин поздравил участников празднования 50-летия начала строительства БАМа