КИШИНЕВ, 23 авг - Sputnik. Август 1944 года выдался на молдавской земле жарким во всех смыслах этого слова. Приступившие к выполнению Ясско-Кишиневской операции советские солдаты проявляли мужество и героизм, прорываясь к Пруту. Вот и сержанту Василию Андреянову, механику-водителю, танкисту 37 гвардейского танкового полка 15-й гвардейской механизированной Новобугской бригады предстояло стать участником событий, которые позже уместятся в короткие строки представления к званию Героя Советского Союза:
"Тов. Андреянов южнее деревни Талмаз (Молдавская ССР) 21 августа 1944 г., в числе первых преодолев противотанковый ров, на высших скоростях ворвался в деревню Хаджилар. Гусеницами танка уничтожил 3 пушки с расчетами, 2 бронетранспортера, 5 автомашин. Немцев охватила паника. Юго-восточнее Хаджилара перерезал пути отходящей пехоте противника, чем создал условия для ее пленения. В числе первых его танк ворвался в деревню Чары Хынчештского района и преградил путь отхода немцам на реку Прут".
Во второй половине августа 1944 года Советская армия уже неумолимо двигалась к Берлину, только левое крыло припозднилось у Прута. Предстояло совершить решающий бросок. После прорыва в Хаджилар на корпусе танка сержанта Андреянова не было живого места, но перед ним стояла новая задача: броском от хутора Минжир (современный Хынчештский район) прорваться в тыл к фашистам, подавить глубину обороны, дезорганизовать врага и расчистить плацдарм для наступления советских войск.
Ночь перед атакой Андреянов использовал для внимательной и детальной проверки боевой машины. Его Т-34 был осмотрен вплоть до каждого болтика: важность подготовки техники сержант понимал как никто другой.
Ночь перед атакой Андреянов использовал для внимательной и детальной проверки боевой машины. Его Т-34 был осмотрен вплоть до каждого болтика: важность подготовки техники сержант понимал как никто другой.
На рассвете все началось. Грохот орудий, пылающая земля, напор и отвага советских бойцов смешались с шумом ветра и дымом. Хуторок Минжир содрогнулся от происходящего, вздохнул и - утонул в море огня.
Из представления сержанта Андреянова к званию Героя Советского Союза:
"25 августа 1944 г. северо-западнее села Минжир, не дожидаясь наведения переправы, форсировал реку танком с хода. Немцы подбрасывали подкрепление, переходили в контратаку. Танк Андреянова уничтожил три противотанковые пушки, несколько автомашин. Наша пехота, форсировавшая реку вслед за танками, взяла в плен 270 гитлеровцев".
Однако казавшийся поначалу близким успех операции обернулся неудачей: были фактически уничтожены все три ранее подготовленные понтонные переправы через Прут, танковая атака срывалась.
Из представления сержанта Андреянова к званию Героя Советского Союза:
"26 и 27 августа 1944 г. в районе юго-восточнее села Минжир Молдавской ССР, отбивая 11 контратак противника, экипажем уничтожил 3 противотанковых пушки, 26 автомашин с грузами и пехотой, около 400 гитлеровцев. Своим танком дважды прочесывал район юго-восточнее села Минжир, уничтожая просочившиеся группы противника и создавая тем самым условия частям продолжать преследовать отходящего по балке противника".
Красноармейцы приступили к восстановлению мостов, на помощь им пришли ведшие непрерывный огонь по противнику штурмовики и истребители. До рассвета понтон был готов.
Достигнув противоположного берега Прута, Т-34 под управлением Василия Андреянова значительно оторвался от общего строя, стремительно продвигаясь к объятому огнем поселку, отвлекая на себя внимание артиллерии немцев. Боевые машины красноармейцев накатились на вражеские позиции, началась кровопролитная битва.
В это время танк сержанта Андреянова наткнулся на технику противника, готовую, как видно, к эвакуации офицеров и вывозу документов. Реакция танкиста была молниеносной: боевая машина рванула вперед, оставляя после себя горящую технику. Т-34 крушил орудия, поливая свинцом обратившихся в паническое бегство фрицев. Советские войска неумолимо наступали.
Из письма погибшего на берегах Прута немецкого солдата:
"...Русские танки стали нашим кошмаром, 12-й день они не дают нам ни обогреться, ни прийти в себя, ни почувствовать себя хоть на минуту снова людьми, а не кроликами, за которыми гонится собака... Река не удержала этих дьяволов. Они как-то перескочили ее. На переправах была кутерьма... Господи, чем все это кончится?.. Сегодня господин Фогт сказал нам: лечь костьми, но русских к реке не допустить. У нас было полегчало на душе: мы снова солдаты, а не бродяги. Стали копать окопы, восстанавливать старые сооружения. Многие из них совсем целы. Мы работаем до полудня – и что же? Стрельба уже на том берегу. Никто ничего не понимает. Вдруг появляется советский танк и с нашего тыла бьет по нам. Поднимается паника. Капитана Фогта сбивают с ног. Все бегут к паромам... Конец света... Снова отступаем к Пруту. Говорят, советские танки где-то впереди нас..."
Борьба шла буквально за каждую пядь земли. Вот уже войска 2-го Украинского фронта перерезали противнику пути отхода на запад и юго-запад, с ними установили связь передовые танковые части 3-го Украинского фронта. Два Украинских фронта соединились, завершив окружение немецкой группировки.
За мужество и героизм, проявленные Василием Андреяновым в ходе Ясско-Кишиневской операции, указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали "Золотая звезда". Также награжден орденом Красной Звезды и медалями "За боевые заслуги" и "За оборону Сталинграда".
Довелось Василию Дмитриевичу Андреянову встретить и победный Май. После войны он вернулся в Куйбышев (сейчас Самара) родной Самарской области, где и жил до 13 июня 1953 года - в этот день "мотор" танкиста-героя остановил свой ход навсегда.
Статья подготовлена на основе материалов портала "Военное обозрение" и открытых данных.