Иннокентий Адясов, политэксперт
Киев и Кишинев явно решили пересмотреть status quo, сложившийся в Приднестровье с августа 1992. И дело не только в фактической экономической и транспортной блокаде региона. Украина и Молдавия предпринимают согласованные усилия для того, чтобы убрать из Приднестровья российских миротворцев и военнослужащих ОГРВ (Оперативной группы российских войск), которые занимаются охраной огромных складов с оружием (это наследие бывшей 14-ой общевойсковой Советской армии, в основном вооружение сосредоточено на складе в Колбасне. Там находится порядка 19−21,5 тыс. тонн боеприпасов, причем примерно 57% из них были просрочены еще 11 лет назад).
Украина блокирует российских миротворцев
21-го мая Верховная Рада Украины денонсировала (вместе с четырьмя другими соглашениями в военной сфере) договор о транзите российских войск в Приднестровье.
До этого Киев последовательно усиливал экономическую блокаду Приднестровья, резко ограничивая экспорт из этой республики через приднестровско-украинскую границу.
Сейчас Украина, используя лозунг мифической угрозы "российского удара из Приднестровья", активно сосредотачивает на приднестровской границе войска. Согласно официальным заявлениям, там планируется разместить шеститысячную группировку.
Ясно, что с назначением главой Одесской ОГА одиозного Михаила Саакашвили давление на Приднестровье будет резко усилено. Вполне возможны и военные провокации против республики с целью "прощупать" реакцию России.
В Москве это прекрасно понимают, и вопрос боеготовности ОГРВ сейчас один из основных для российского военного планирования.
Ясны и цели Киева – максимально, через отмену договора о транзите, ослабить российскую группу войск и создать все условия, чтобы российские миротворцы покинули зону замороженного конфликта.
Так полностью ли закрыто украинское (точнее, одесское) направление для снабжения ОГРВ и ротации ее личного состава?
К сожалению, в ближайшее время действительно не будет никакой возможности снабжать российских военнослужащих через Украину.
Некоторые российские эксперты заявляют, что российскую военную группировку можно снабжать по воздуху.
Да, под Тирасполем есть военный аэродром с недавно реконструированной взлетно-посадочной полосой длиной 2500 метров (то есть аэродром может принимать практически все типы воздушных судов). Но пролет бортов российской военно-транспортной авиации все равно придется согласовывать с властями Украины и Молдавии.
Украинское военное командование уже демонстративно перебросило под Одессу батарею С-300, заблокировав возможность снабжения Приднестровья по воздуху.
Власти Молдавии также заявили, что не дадут разрешение российской авиации на использование своего воздушного пространства для снабжения российских военнослужащих по воздуху. Кишинев сообщил, что начинает усиливать свои силы ПВО.
Возобновление снабжения российских миротворцев через территорию Украины станет возможным лишь после качественного улучшения отношений между Москвой и Киевом. Или если Москва предложит украинской стороне особо интересные условия оплаты за транзит грузов и перемещение людей через ее территорию. Но самостоятелен ли сейчас Киев в принятии таких решений?
Кишинев ждет миротворцев из Румынии
ОГРВ оказалась блокирована и со стороны Молдавии (хотя действия Кишинева напрямую нарушают соглашения об урегулировании в Приднестровье от августа 1992 года).
"Действия Кишинева по отношению к Тирасполю в связи с ситуацией на Украине затруднили снабжение группировки российских войск в Приднестровье", — заявил командующий войсками Западного военного округа РФ генерал-полковник Анатолий Сидоров (российская военная группировка находится в составе ЗВО ВС РФ).
По оценке Сидорова, руководство Молдавии фактически проводит политический и экономический шантаж в отношении Приднестровья.
Всего с октября 2014 года по настоящее время около 100 российских военных не были допущены молдавскими властями к месту дислокации в Приднестровском регионе, сообщает российская пресса со ссылкой на источник в молдавских правоохранительных органах.
Цель Кишинева давняя и нескрываемая – выдавливание российских миротворцев из Приднестровья и замена их воинскими контингентами из ЕС, точнее из Румынии.
23 мая на пресс-конференции в Кишиневе министр обороны РМ Чиботару сообщил, что Кишинев и Бухарест уже договорились о создании совместного миротворческого батальона. В нем будут также военные из Польши и Украины. "Молдавия рассматривает Бухарест в качестве стратегического партнера", – подчеркнул молдавский министр.
Правда, неясно, как такой батальон сможет обеспечить мир в регионе. Приднестровье будет категорически против его размещения в зоне конфликта.
Кроме того, появление румынских военнослужащих рядом с югом Одесской области (по заявлениям МИД Румынии, "территорией, незаконно отторгнутой от Румынии в результате заключения пакта Молотова–Риббентропа") вызовет еще большую нестабильность в этом регионе.
Давление на Приднестровье и фактическая блокада ОГРВ может поставить под вопрос наметившейся в последние недели курс России на смягчение правил импорта из Молдавии ее сельхозпродукции (27 мая стало известно, что Россельхознадзор может разрешить молдавским организациям поставку на российский рынок плодов косточковых культур — черешни, сливы, персиков, нектарин, абрикосов). По оценкам молдавских экспертов, из-за запрета на экспорт овощей и фруктов в Россию Молдавия ежегодно теряет около 1 млрд долларов.
При этом по итогам рижского саммита "Восточного партнерства" Кишинев не получил даже обещания реального открытия европейских рынков для молдавской сельхозпродукции – рынок этот просто переполнен продукцией из Южной Европы (включая Румынию) и той же Украины.
Вновь потерять российский рынок сельхозпродукции будет, без преувеличения, катастрофой для экономики РМ. Хочется надеться, что в Кишиневе найдутся ответственные политики, которые выступят за налаживание рабочих и неконфронтационных отношений с Москвой.
Что сейчас может предпринять Россия для поддержки своей воинской группировки в Приднестровье?
Ситуация действительно сложная, но не катастрофичная.
Ремонт техники (тех же вертолетов) можно производить на предприятиях республики.
Некоторые приднестровские эксперты предлагают более активно и, главное, на постоянной основе комплектовать ОГРВ жителями республики, прежде всего теми, кто имеет российское гражданство.
В этом случае резко уменьшится возможность Кишинева влиять на ротацию российских военнослужащих в зоне конфликта, а сам Тирасполь получит столь нужные ему высокооплачиваемые рабочие места.
Повышение за счет этих мер жизнеспособности российских воинских подразделений в Приднестровье резко повысит шансы РФ при обсуждении будущего ОГРВ и российских миротворцев в регионе.
Также это будет четким сигналом и Киеву и Кишиневу – Россия не уходит из региона.
Вообще проблема с фактической блокадой российских военнослужащих поставила более масштабный вопрос – как Россия видит будущее Приднестровья?
Понятно, что проблемы Крыма и войны на Донбассе на время отодвинули на второй план проблемы Приднестровья в российской внешней политике.
Но сейчас ситуация близка к критической, и Москве срочно придется предпринимать шаги (в первую очередь экономические) для недопущения катастрофы.
Уход же России из Приднестровья без преувеличения приведет к самым непредсказуемым последствиям – как для Тирасполя, так и для Кишинева и Киева.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.