Недавно вышли на акцию протеста владельцы «скобяных рядов» Центрального Кишиневского рынка. Далеко ходить им не пришлось — возмущенные решением примэрии построить на их облюбованных десятилетиями местах крытый современный павильон, они, что называется, «не отходя от кассы», встали грудью на защиту своих торговых точек под хлипкими навесами. Однако, тот, кто хоть однажды занимался ремонтом, был готов молиться на это благословенное место: небольшой пятачок вмещал в себя три-четыре супермаркета по разнообразию мелочного товара: от розеток до гвоздей, от замков, кистей, клея, проводов, шлангов, краски до обоев и т.д. Очень удобно и все сразу — по умеренным ценам! Столь незначительный на фоне больших политических разборок эпизод возмущения частного сектора, тем не менее, поднял сразу несколько проблем: больших и… поменьше. Хочется начать с больших.
Укусить за живое
К удивлению многих кишиневцев, было вступивший в борьбу за кресло мэра столицы, но проигравший предприниматель Василий Киртока начал в одном из своих майских электоральных выступлений в ток-шоу с проблем… Центрального рынка. Рассматривал он их в нескольких плоскостях, но главная проблема, по его мнению, заключалась в следующем:
Центральный рынок Кишинева — не просто торговая точка. Это историческое, фольклорное, этнографическое, многонациональное «место» и убирать оттуда все подряд, застроив стеклянными типовыми павильонами с их неоновым мертвым светом — не стоит. Наоборот, надо продумать, как превратить рынок без ущерба для торговли в этнографическую достопримечательность столицы. Хотелось ли ему ублажить этнографов и старую каруцу с волами в центре рынка поставить, или все-таки выбрать нечто среднее между современным торгом и «историческим — так и осталось тайной. А идея была в целом — очень здравая. Думается, немало городских старожилов в тот момент аплодировали экс-претенденту в генпримары стоя, хотя он, скорее всего, просто подыграл чувствам кишиневцев, или хотел укусить действующего мэра за живое: ведь деньги в реконструкцию рынка вбухиваются немалые — только на 2010 год сметная стоимость реконструкции составляла около 30 млн леев, и конца тратам не видно…
«Даешь свой Привоз!»
Здесь основную проблему обозначил Директор Агентства по инспектированию и реставрации памятников Ион Штефэницэ: «Дело в том, что реконструкция этого исторического ядра столицы входит в зональный план центральной части Кишинева, но он пылится в недрах примэрии уже 8 лет. Вместо доработки зонального плана, примэрия сносит и сносит. Без этого плана историческое ядро столицы превращается в сплошной супермаркет».
Кишиневский рынок хоть и не одесский Привоз, но тоже славится, имеет свою почти 200-летнюю историю — с 1825 года!- и сегодня для доброй половины города, не говоря о сельчанах, ходить туда — целая традиция. Иностранцы ищут там местный говор и обычаи, бойкий торг и сувениры, живописные детали, да и туристы из СНГ ищут экзотику! Откуда это все возьмется в типовых павильонах?
Но выборные гонки давно кончились, все вернулось на круги своя, продолжился кишиневский новострой, и как видим, «скобяные ряды» встали в ожидании сноса торговых точек.То, что торговцы не вернуться в павильоны в прежнем разнообразном составе, можно голову дать на отсечение. Любопытно, что во всех европейских городах, особенно — южных, культ блошиных рынков и широкого крестьянского базара — особенный, желанный и востребованный. Так что точно нужно было продумать дизайн рынка не в духе оцинкованных столов и мертвенных неоновых ламп, а скорее в этнографическом стиле, тем более — в Кишиневе уже был печальный облом «на эту же тему». Возле центрального железнодорожного вокзала несколько лет назад также погнали с мест уличных торговцев и построили современный павильон «УНО», который должен был всех принять в широкие объятия. Но туда никто из торговцев… не пошел. Так что «УНО» уже не «моменто», а который год пустует. Площади и даже душевые для продавцов — пропадают. Пошла вразрез жизнь простого народа и планов громадьё. В который раз!