Этот вопрос возник у меня, когда увидел как немного людей, кроме официальных лиц, пришли в День независимости к памятнику Штефану чел Маре – символу нашего государства. В традициях Sputnik, который говорит и пишет о том, о чем другие молчат, попытался разобраться в этом непростом вопросе.
Любовь нечаянно нагрянет…
Такая, казалось бы, случайная любовь случилась относительно недавно в одном молдавском городе, который, как и имя его мэра, не хочу называть, чтобы не обвинили меня в заказном пиаре. Так же, как обвинили пару месяцев назад жителей этого города в том, что они продались за деньги пришлому кандидату на пост градоначальника.
Знающие люди, а это большинство жителей страны, без труда догадались о каком городе и о каком мэре веду я речь. Основание для этого у меня очень веское. Налицо любовь горожан к своему мэру, то бишь к власти.
Явление это, не побоюсь утверждать, уникальное для Молдовы. Поэтому попытаюсь его проанализировать с точки зрения журналиста, который наблюдал за рождением этого процесса с самого его начала.
И так, один из самых молодых и успешных бизнесменов Молдовы, вокруг имени которого, в силу различных причин, гуляли невообразимые слухи и домыслы, решил баллотироваться в примары (мэры) того города. Этот его поступок поднял в Интернете такую волну грязи и негодования "благородных рыцарей" сетей, прячущихся за своими "грозными" никами, что нашему кандидату в мэры в пору было отступать.
Но я был уверен, что он не отступит от своего замысла. Эта уверенность основывалась на очень хорошем знании его характера, который он унаследовал от своего отца, очень-очень близкого друга нашей семьи.
Так и случилось. Наш герой продолжил свою избирательную борьбу и победил в том городе с оглушительным успехом в первом же туре. И здесь начался второй акт Марлезонского балета: по Интернету и различным СМИ пошла гулять версия, что электорат прельстился на лживые обещания победителя, предав великие идеалы демократии и либерализма.
А редкие телесюжеты и новости, в которых горожане хвалили своего мэра, сразу же относились к разряду "заказных", им же и проплаченных.
Но реальность сильнее любых сплетен и слухов, как бы они искусно не выстраивались и не "запускались". Заезжайте сегодня в этот город, как сделал я в День независимости. Вас встречает новая дорожная развязка, великолепно реконструированный парк, чистейшие улицы, зона бесплатного Wi-Fi, новые дороги в одном из самых, еще сравнительно недавно, запущенных районов, десятки новых уличных фонарей. Но самое главное не это. Главное, — это как сегодня говорят о своем мэре жители! Только с большой буквы и с искренним уважением.
Вот так, наверное, и рождается у нас любовь к власти.
Зачем выдумывать велосипед
Следующую свою новеллу начну с истории, которая произошла со мной в конце 90-х годов, когда возглавляли мы с Маргаритой Цвик медиахолдинг NIT. Как его сейчас многие коллеги называют, первый NIT. Тогда в него входил единственный в стране частный телеканал, который привлекал не только многочисленных зрителей, но алчные взгляды завистников.
Ну, а с завистью рука об руку шагает и интригантство. Не буду рассказывать о всех попытках прибрать к рукам этот холдинг, который мы успешно, с чистого листа, раскрутили.
Вспомнилась одна история, которая, на первый взгляд, как бы не имеет прямого отношения к нашей сегодняшней теме «Любовь и власть». Но, если копнуть поглубже, то много общего можно увидеть.
Однажды, курировавший холдинг по финансовым вопросам представитель его владельца, сообщил нам, что с очень интересными предложениями к нему обратился некий местный журналист. И неплохо бы его выслушать.
Ну, выслушать, так выслушать. Приходит этот журналист, который и сегодня подвизается на этой ниве, и говорит: я знаю как резко улучшить работу канала. Дайте мне несколько миллионов долларов (сегодня не помню сколько он запросил), обеспечьте условия полного невмешательства в мои дела и через три года вы канал не узнаете.
То, что у нас от удивления и наглости гостя челюсти упали, это еще ничего не сказать. Конечно, это была у нас последняя с ним встреча. А обиду затаил он до сегодняшнего дня.
Но я сегодня не об этом, а о том, что некоторые приходящие во власть люди очень напоминают того журналиста. Те же громогласные обещания, та же воинствующая некомпетентность. Только адресовано все это не единицам, а миллионам жителей страны. Проходит время, а потом полный пшик.
Наивные представители власти думают, что мы забыли их сладкоголосые речи. А мы, наивные, ждем, когда они выполнят обещания. Не дожидаемся. И медленно звереем. И какая же здесь может идти речь о любви к власть предержащим?
Потому, когда случается то, что происходит в городе, где я побывал в День независимости, и мимо которого многие из вас проезжают, направляясь на север страны, то это достойно подражания.
Заезжайте туда и сами убедитесь! А то, что говорят завистники, так пусть говорят. По-моему, знаменитый в недавнее время юный итальянский тенор Робертино Лоретти исполнял песню, которая заканчивалась такими словами: Digan lo gue digan (Говорят, пусть говорят).