Приглядываясь к стараниям нашего Министерства туризма превратить Молдову в туристическую Мекку, попыткам, надо сказать, изрядно обросшим бородою, возникает сложное чувство. С одной стороны – горячее сочувствие идее, с другой – отрицание столь выборочного подхода, при котором одно берется во внимание, другое – нет, а третье — почему-то вообще не имелось в виду с самого начала. Речь не о хороших дорогах, придорожных гостиницах, экологических кемпингах, хотя это и многое другое – желаемые, но почти "отсутствующие составляющие" отдыха в Молдове. Но даже добейся тут успеха, набор комфорта турист найдет и получше! Выскажу крамольную мысль: и хорошее вино в подвалах можно найти в соседних балканских странах. И даже весь наш "прейскурант турнабора" — церкви, монастыри, национальные костюмы, мелодии, кухня и традиции – не хуже могут найтись по соседству. Так, где же оно, "лицо с не общим выражением"? Оно, разумеется, в совокупности черт. В уникальном сочетании ВСЕГО, чем богата страна. И тут, попробуй, отдели, красоты природы — от архитектуры, историю прошлого — от человеческого духа. В общем, речь об уникальности, которую за месяц евроремонта не создашь. Пусть она – трудное дитя десятилетий, зато красивая внучка веков.
Свой "Дом с мезонином"
Если скажешь в тему: "Царское село", "Мелихово", "Михайловское", Эрмитаж, Версаль, или Лувр – сразу все понятно, и не надо объяснять, зачем туда протоптаны людские дороги. А скажешь: барская усадьба "Вилла Мындык" в 25 км от Дрокии — у 99% процентов читателей и в самой Молдове ничего в душе не запоет. Открою секрет: это самое красивое место в стране. Ну, хорошо, одно из трех-пяти самых красивейших и ценных. Конечно – место заброшенное, конечно – находящееся в упадке. Но и теперь оно такой силы красоты, что даже эта полусмерть ему к лицу. И если описывать, не знаешь с чего начать, будто открыл 150-летний сундук с сокровищами. То ли доставать "жемчужные нити" ручьев в оправе гранита, то ли огромный "опал" озера, зеркала прудов, то ли "четки" грабовых аллей, "крестик" редкой черной сосны, а может быть, примерить "корону" плодового сада или затейливые "браслеты" мостков? Ведь это ландшафтный парк, где каждый уголок был продуман его создателем. А им был сам знаменитый… Бернардацци! К счастью, здесь уцелел, пусть полуразрушенный, но живописной прелести "Дом с мезонином" — помещичий дом в готическим стиле с мансардой. А также старинный склеп, видовая площадка, и многое, многое другое. Так что обойти и рассмотреть все 10 га сокровищ, да еще услышать историю поместья – не хватит и целого дня. Ведь парк виллы "Мындык" восходит и к такой исторической форме, как сады древнеримских вилл — "фруктуариев", включавших в качестве главного элемента фруктовый сад, и заодно — хранит печать противопоставления двух частей восточного инь и янь. В общем, еще не раскрыта тайна проектирования и разбивки этого уникального парка в целом!
Дух старины
Молдова и старинные, тенистые, милые сердцу аллеи дворянских усадеб, особняки с портиками, статуи, куртины и розарии? Звучит непривычно, поскольку тема сохранности, исторической и архитектурной ценности, уникальности таких особенных мест (и уж тем более – туристических маршрутов в их сторону!) не упоминается на каких уровнях, кроме, разве что, самых специальных, научных, или популистских. Не тот контекст, потому что ставка сделана на "этно- ценности"? Но, вроде, мы не в 17-ом революционном году, когда пускали "красного петуха" в дворянские угодья. Тем не менее, в Молдове не так уж давно насчитывалось целых 300 усадеб. Правда, из прежней роскоши осталось «в живых» около 130 (из них — 52 старинных садово-парковых), и все — в плачевном состоянии разной степени тяжести. Это и усадьба Поммера в селе Цаул Дондюшанского района, и усадьба Леонарди-Бузни в селе Чучуля Глодянского района, Россетти-Рознована в Липканах, Бричанского района, усадьба семейства Василия Строеску из села Брынзень Единецкого района, усадьба боярского рода Кантакузино в селе Пояна Единецкого района, усадьба Константина Стамати в поселке Окница… перечислять можно долго. Секрет их заброшенности прост: абсолютное большинство — не на господдержке, как полагается в случае исторической ценности; 30 % — принадлежат частным лицам, или в ведении местных властей, а главная закавыка в том, чтобы отреставрировать, облагородить пространство, в общем, привести их в порядок необходимо порядка от 1 до 2 млн долларов… на каждый объект. Кстати, приватизировать эти памятники архитектуры было запрещено еще в 1998 году, но кто-то кое-где сумел и здесь найти лазейку недобросовестного половинчатого "владения". В общем, ни себе, ни людям. Но с другой стороны, что и удивляться, когда в самом Кишиневе ценные исторические здания XIX — начала XX вв. или снесены, или зияют пустыми глазницами выбитых окон?
"У нас есть закон об охране архитектурных памятников, вступивший в силу в 1993 году. Если приложить минимальные усилия для исполнения этого закона, я думаю, что мы бы не оказались в такой ситуации", — заявил глава Агентства по инспектированию и реставрации памятников Ион Штефэницэ.
Жадность не к лицу
Кстати сказать, пару лет назад Агентство по защите памятников приступило к разработке проекта закона по сдаче в концессию усадеб Молдовы на срок до 100 лет. Специалисты ведомства подсчитали, что каждая отреставрированная усадьба сможет принести в госбюджет несколько сотен тысяч леев в год. Предпринимателям-де необходимо разрешить постройку гостиниц и пансионатов возле памятников архитектуры.
Скажу откровенно: ничего хорошего это не сулит! Знаем мы наших предпринимателей и их отношение к занятым им архитектурным памятникам: на всю страну ни одного примера бережной сохранности и идентичной реставрации! Да, кстати, может быть и потому, что нет и самой культуры реставрирования, и само собой — подготовленных реставраторов. Недаром, для реставрации фресок Каушанской церкви теперь приходится звать итальянцев. А Минкультуры до сих пор не знает, что делать с жемчужиной архитектуры — грубо и не правилам отреставрированным "Домом Херца" — филиалом Художественного музея на проспекте Штефана чел Маре: который год он пустует после такого "ремонта". Да что говорить, если и министерство туризма сказало недавно "караул!" по поводу стеклопакетов "еврообразца" в старинных молдавских монастырях. И то, только потому, что стали возмущаться и задавать ненужные вопросы сами туристы. Какие тут нужны комментарии?