Именно эта доминанта заменяет собой национальную идею как для узурпирующего власть в 2009 году правящего альянса, так и для политических и гражданских групп, отрицающих нынешнее правление. Критики правления со стороны тех, кого условно можно назвать правыми либералами, отрицают нынешнюю власть не за ее внешнеполитический курс, а лишь за ее промахи на пути евроинтеграции. Таким же образом подвергаются критике неудачи, связанные с проведением реформ, которые рассматриваются как повестка дня для политик всех государственных институтов, полностью вытекающие из директив ЕС, МВФ и Всемирного банка. А западные дипломаты, особенно послы ЕС, Германии и США, регулярно дают публичные советы, основывающиеся на той же идее евроинтеграции, которая рассматривается как конечная остановка для "истории успеха" Республики Молдова.
Молдавское общество в концептуальном тупике
Государственная система образования навязывает ученикам и студентам обязательные уроки о все той же европейской интеграции. Существуют даже конкретная специализация в ВУЗах, которые готовят конвейерным образом обладателей дипломов в данной области. Тысячи молодых людей заканчивают мастераты и пишут докторские работы, посвященные той же интеграции с ЕС.
Медия мейнстрим также перенасыщен проевропейским дискурсом, который ежедневно подпитывается когортой дежурных экспертов и аналитиков, обученных и финансируемых Фондом "Сороса" и другими европейскими и американскими структурами, которые поддерживают "развитие демократии" в таких странах как Республика Молдова. Именно дюжина хорошо натасканных прозападных профессиональных комментаторов выступает в роли обладателей истины в последней инстанции. Это они раздают оценки всем публичными акторам, выступая в роли клира нового культа демократии и прав человека. А в качестве обязательного ингредиента данной идеологии присутствуют демонизация России и сакрализация Запада (США, ЕС, МВФ, ВМ, ВТО).
Либеральный вирус
Либеральная парадигма, удачно именуемая и "либеральным вирусом", стала настоящей государственной идеологией. И это вопреки тому, что Статья 5 (2) Конституции страны предусматривает, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии". Таким образом, молдавское общество оказалось в концептуальном тупике. И вся социальная динамика есть не более чем топтание на месте или движение по кругу.
Евроэнтузиасты, завороженные новой религией и ставшие ее активными практикантами, даже не утруждают себя проведением корректных сравнений. То есть, посмотреть, что происходит в экономической и социальной сфере, в культуре, в образовательной системе и т.д. бывших коммунистических стран. Они не утруждаются вникнуть в истинные причины экономического кризиса в Греции, Испании, Португалии и др. Не стремятся уловить масштабы и последствия беспрецедентной волны иммигрантов для будущего Евросоюза.
Пропагандистская машина и "non-military wars"
Невоенная война (non-military wars), применяемая с максимальным успехом против таких стран как Республика Молдова, посредством всей пропагандистской машины, масс-культуры и потребительства, преследует парализацию любого критического подхода, самой способности к логическому мышлению и навыков прослеживания причинно-следственной связи. Промывание мозгов, как инструмент контроля над обществом, свойственно не только бывшему коммунистическому режиму. С еще большим успехом оно применяется под властью так-называемых демократических режимов.
"Новая" вера и ее составляющие
Наблюдая за этими печальными реалиями, самое время обратить обществу полное горечи приветствие: "С возвращением в СССР!". Триумфальный марш Советской власти и чеканная поступь к светлому коммунистическому будущему были с легкостью заменены тем, что новая партийная и государственная номенклатура называет "европейским путем". Коммунистическая догма была заменена на (нео)либеральную, а идолотризация трио Маркс-Энгельс-Ленин – обожествлением европейских комиссаров и эмиссаров МВФ. Религия прав человека в первертном понимании западных апостатов стала обязательным культом и системой координат для всего общества, в особенности для той ее части, которой ошибочно приписывают имя "национальной элиты".
В качестве обязательных мировоззренческих элементов посвященных в новую веру являются лаицизм (т.н. светский характер) и антиклерикализм. Открыто враждебное отношение к Церкви сходит на нет лишь по случаю Пасхи и Рождества Христова, дни в которые государственная и партийная номенклатура позирует перед телекамерами в кафедральном соборе столицы, держа в руках огромные свечи и неуклюже напуская на себя маску благочестия. Этим запоздалым жертвам Французской Революции, как и большевистского переворота в той же мере, шумно кичащимися своим парадным антикоммунизмом, следовало бы попытаться понять, почему в 1918 году клика Владимира Ульянова (Ленина) и Льва Троцкого издала печально известный указ об отделении Церкви от Государства и Школы от Церкви. В той же мере им бы следовало задуматься над духовным, мистическим смыслом — превосходящим сухую фактологию — террора и геноцида христиан, развязанного французскими революционерами и повторенного в значительно больших масштабах группой конспираторов, захвативших власть в России в 1917 году.
На протяжении полувека в школьных классах и в читальных залах библиотек место икон занимали портреты Ленина. Но после падения коммунизма его образ не был заменен иконами, а портретами более или менее значимых писателей, что представляет собой иную форму идолопоклонства. Речь идет о старом конфликте эпохи Модерна между культурой и культом, или, иными словами, о секуляризации культуры, об ее скатывании в паутину антропоцентризма. Люди, воспитанные при советском режиме, как и те, кто сформировался в постсоветский период, находясь в поисках дополнительных аргументов, обычно прибегают к цитатам из классиков национальной и всемирной литературы. Тех, кто знает наизусть Отче Наш, читают Библию или патристику, совсем немного. Эта духовная пустота и религиозная слепота сегодня представляет собой самую тяжелую социальную болезнь нашего общества. К великому сожалению, мы не являемся исключением, а вписываемся в длинную череду стран познавших падение из коммунистической в либеральную действительность.
Неолиберальная версия мифа капитализма
Понимание экономических реалий также является жертвой либеральной парадигмы. Весь набор мифов капитализма в его неолиберальной версии Чикагской школы — дерегламентация "small government" (ограниченные полномочия правительств), "невидимая рука рынка", свободный обмен (свободное передвижение товаров, денег и услуг), глобализация, устранение таможенных барьеров, подчинение бюджетных и налоговых политик директивам МВФ, массовая приватизация, включительно передача рентабильных госпредприятий, зачастую стратегического значения, в частные руки — все это является частью той же религии, послушно и благоговейно исповедуемой нашими и другими «счастливыми рабами». Экономика, понимаемая как точная, объективная наука, с незыблемыми правилами является священной моделью, довлеющей как над умами политического класса, так и в системе образования.
Соотношение между идеологией и экономикой, и что последняя вытекает из первой остается практически неосознанной вещью. Даже политический лагерь, демонстрирующий шумный патриотический дискурс и аппелирующий к истории и национальной культуре, не сумел определиться, что на самом деле означал бы национальный проект экономического развития, как должна выглядеть разработка и применение на национальном уровне модели развития, ориентированного на экономическом суверенитете, экономическом патриотизме, справедливо называемом и экономическим национализмом. Что, кроме искренней грусти, может вызывать наблюдение за местными патриотами, продолжающими бороться с давно усопшей советской империей и безсознательно капитулирующими перед единственной глобальной американской империей с ее региональным вассалом в лице Евросоюза? Что, кроме разочарования, способны вызвать люди претендующие на звание защитников национальных интересов, а на самом деле активно способствующие процессу вассализации, порабощению и десуверенизации страны? Сколько из них в состоянии вникнуть в суть новых геополитических реалий в мире, где национальные государства в качестве субъектов международного права подрываются и порабощаются транснациональными корпорациями, акулами спекулятивного капитализма, опустошающими целые регионы планеты, подчиняя и ввергая в нищету страны и народы, ставшие жертвами этого нового типа колониализма? К сожалению, совсем немногие.
Сбросить шторы
В то время как в странах Европейского Союза и в США выходят в свет тысячи академических работ, существует множество альтернативных медиа платформ и наблюдается все более усиливающийся подъем антисистемных партий, которые артикулируют серьезную критику слева и справа, в Республике Молдова практически весь истэблишмент продолжает блуждать в либеральной парадигме.
В Республике Молдова коллективное усилие национального подъема и осознания более достойной судьбы может начаться по-настоящему лишь с того момента, когда те, кто считают себя интеллектуалами смогут вырваться из тисков обыденного мышления (common thinking), превозмогут штампы интерпретации действительности, сбросив шоры и взглянув на окружающий мир во всей его сложности и драматизме.
Отказ от собственных предубеждений представляет собой самое тяжелое усилие, которое должен предпринять каждый человек, созданный по образу и подобию Божьему, наделенный разумом, но верой в трансцендентальную, трансисторическую, мистическую роль человеческого бытия. Поскольку без подобного усилия, осознанного со всей ответственностью, любая смена власти будет представлять не более чем смену декорации и набирающее обороты соскальзывание в новые политические, экономические и духовные поражения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.