Эксперимент активистов общественного движения "СтопХам в Молдове" показал, что Кишинев абсолютно не приспособлен к передвижению инвалидов-колясочников. Так считают участники специального рейда лидер "СтопХам в Молдове" Александр Чолак и руководитель Ассоциации инвалидов и пенсионеров Молдовы Валерий Марцун.
"Опытным путем" участники акции доказали — прокладывать себе путь по пешеходной части центра молдавской столицы практически невозможно. Первая причина — абсолютно необустроенные тротуары, которые годами не ремонтируются, а если и ремонтируются, то не до конца. Вторая причина — отсутствие пандусов при заходе на пешеходную часть. И третья, — конечно же, несоблюдение водителями правил дорожного движения — автолюбители сплошь и рядом паркуют свои авто в неположенных местах. Некоторые из них заработали уже ставшие брендовыми наклейки "СтопХам в Молдове" с надписью "Мне на вас плевать, паркуюсь, где хочу".
Основным элементом акции стала первая в Молдове самоходная инвалидная коляска, конструктор которой, Валерий Марцун, попытался "покорить" кишиневские тротуары.
"Это электронная инвалидная коляска, такие уже производятся за рубежом, но пока не распространены у нас, в Молдове. Моя работа – первая в стране", — рассказал Марцун.
По его словам, сконструированная им трехколесная инвалидная коляска удобна снабжена рулем и системой управления.
Марцун считает, что с помощью этого изобретения можно будет решить проблемы как минимум трех тысяч инвалидов-колясочников и пенсионеров. "Но это лишь официальная цифра. А неофициально, по нашим подсчетам, людей с проблемами передвижения в Молдове живет около 180 тысяч", — добавил Марцун.
Для конвейерного производства новой коляски необходимо, в первую очередь, помещение. Оно было у Валерия – в столичном пригороде Чореску, где он живет. Но помещение это отобрали через суд. Необходимо и оборудование. Один лишь станок для сгибания труб стоит в России от 33 до 50 тысяч рублей (от 470 до 712 долларов). Комплектующие детали, как выяснил Марцун, производят в Китае. Но для этого также нужны средства. А кто согласится вложить "свои кровные", чтобы помочь сотням тысяч граждан, – пока вопрос.