КИШИНЕВ, 19 мар — Sputnik, Наталья Иовва. По мнению магистра политических наук, заведующего кафедрой международных отношений Государственного института международных отношений Николая Афанаса после закрытия "балканского направления" беженцы попытаются искать другие пути проникновения в ЕС. Особых опасений, что беженцы могут осесть в Молдове нет, но полностью исключать такую возможность не надо.
Эксперты ООН ранее выступили с предупреждением, что после закрытия македонских и словенских границ Сербия и Хорватия объявили, что поступят так же. Таким образом, новый маршрут миграции выходцев с Ближнего Востока может пройти через Черное море, Украину и дальше на Запад.
"Очень малое число беженцев захотят остаться на территории Республики Молдова. Даже когда попадали в Болгарию или Румынию – для них это была проблема. Им главное достичь высокоразвитых государств ЕС, где, по их информации для них откроются широкие возможности. Про Молдову такой информации нет. Напротив, им известно, что здесь плохо и бедно", — заявил Николай Афанас в интервью корреспонденту Sputnik.
Эксперт также затронул тему саммита ЕС-Турция, в результате которого Евросоюз обрел альтернативный способ предупреждения нахлыва беженцев.
Лидеры стран-членов Евросоюза и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в пятницу заключили соглашение, договорившись возвращать всех нелегалов, прибывших через Турцию в Грецию, в обмен на безвизовый режим для турецких граждан, три миллиарда евро и прием в ЕС сирийских беженцев из Турции.
"ЕС понимает, что если закрыть для мигрантов определенные государства, этот поток пойдет через другие страны – будь то Украина, Молдова или другие. Поэтому, ЕС ищет возможности предотвратить появление самих мигрантов", — добавил собеседник.
Однако, по его мнению, полностью исключать возможность появления беженцев на территории Молдовы нельзя.
"Я, может быть, спешу с выводами, но Молдова не готова к встрече с этой проблемой, потому что у нас мало людей работает в специализированных органах и элементарно не хватает денег, чтобы обеспечить этих людей. Потому что когда мы говорим о нескольких десятках людей – это одно, а когда мы говорим о нескольких тысячах – это совсем другой разговор. Молдова обладает малыми ресурсами – административными и финансовыми, чтобы как-то обеспечить здесь даже временное их проживание", — отметил Афанас.
Политолог исключил возможность навязывания Евросоюзом Молдове проблемы беженцев взамен на финансовые либо политические привилегии.
"Молдавские власти не хотят брать на себя дополнительные проблемы. В нашем политическом мире говорить о помощи не приходится. Мы хотим делегировать наши проблемы, а не брать на себя дополнительные", — добавил эксперт.
Собеседник считает, что молдавские власти осознают неготовность жителей республики к приему тысяч людей с другой культурой, религией, традициями и менталитетом.
"Мы с вами все таки консервативный народ, мы ортодоксальный народ. Нам будет сложно строить диалог с большими группами беженцев. Потому что они приходят с другими религиозными, организационными, социальными видениями. Мы видели, сколько проблем беженцы создали в Германии, Швеции, других европейских государствах. В ЕС толерантность – это норма, в Молдове – несколько иное мышление. И эти различия могут привести к социальным столкновениям. А в Молдове и без того довольно социальных угроз и проблем, чтобы допустить появление еще одной", — резюмировал эксперт.