КИШИНЕВ, 25 мар — Sputnik. Завершившийся в четверг в Женеве очередной раунд межсирийских переговоров каких-то прорывов он ожидаемо не принес, но и сказать, что переговоры закончились совсем безрезультатно, нельзя.
По их итогам спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура составил документ, который, как он считает, отражает те аспекты, по которым мнения делегации Дамаска и оппозиции совпадают. Всего таких пунктов набралось двенадцать.
Теперь представители правительства и оппозиционеры будут изучать предложения де Мистуры. Предполагается, что к началу следующего раунда они дадут на них согласие или выступят с поправками. Но это только предполагается.
Несмотря на то, что в документе, разработанном спецпосланником, содержатся, по большому счету, общие положения, вроде необходимости мирного урегулирования конфликта в Сирии или подтверждения суверенитета страны, не исключено, что стороны переговоров будут оспаривать и эти, казалось бы, очевидные пункты.
Межсирийские переговоры возобновились в Женеве 14 марта. В Швейцарию тогда прибыли делегация правительства Сирии под руководством постпреда страны при ООН Башара Джаафари, сирийская оппозиция Высшего комитета по переговорам (ВКП), представители оппозиционной группы, созданной по итогам встреч в Каире и Москве, а также внутренняя сирийская оппозиция, сформированная на базе в Хмеймим.
Оптимизм по общим принципам
Подводя итоги нынешнего раунда, де Мистура старался быть оптимистичным.
"Я полагаю, что мы смогли пройти эти две недели без выхода из переговоров, без драмы, без какой-то делигитимации и, возможно, с документом, который не был отвергнут ни одной из сторон, о принципах общего понимания. Это означает, что в следующий раз мы оставим принципы и начнем дискуссию по политическому процессу", — сказал он на итоговой пресс-конференции.
В документе, который подготовил де Мистура, содержатся общие положения, с которыми и раньше мало кто спорил.
Спецпосланник ООН, в частности, предлагает "участникам межсирийских переговоров" согласиться на необходимость "уважения суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирии", на признание "Сирии демократическим, мультиконфессиональным государством, основанным на гражданском и политическом плюрализме, где будут представлены все компоненты сирийского сообщества, с опорой на принципы верховенства права, независимости судебной власти, равноправия, отсутствия дискриминации, уважения прав человека и фундаментальных свобод".
Участникам переговоров предлагается призвать все заинтересованные страны не оказывать поддержку терроризму, включая обучение, финансирование и поставку оружия террористам, воздержаться от "предоставления им укрытия, разведданных или убежища, а также от подстрекательства к террористическим актам".
Кроме того, есть в предложениях де Мистуры такие пункты, по которым сложно возражать, как возмещение ущерба пострадавшим в результате конфликта сирийцам или необходимость участия женщин в политической жизни Сирии.
Спецпосланник дал понять, что не считает свои нынешние инициативы основой дальнейших переговоров. По его словам, это только констатация общих принципов, а о конкретике надо договариваться уже на следующих раундах.
"Надеюсь — я, конечно, не могу контролировать все, и это только мои ожидания, — что следующий раунд переговоров будет сфокусирован не на принципах, у нас уже этого достаточно, а на политическом процессе", — сказал де Мистура.
Продолжительность паузы
Проблема в том, что пока неизвестна даже точная дата начала следующего раунда переговоров. Ранее говорили, что де Мистура собирается назначить их, ориентировочно, на 4 апреля. Затем появились сообщения, что делегация Дамаска просить сместить начало переговоров на 15 апреля, чтобы в Сирии могли пройти парламентские выборы, намеченные на 13 апреля.
Оппозиция встретила эту идею негативно.
"Как и сказал де Мистура, мы ведем переговоры в течение двух недель, а затем берем паузу на неделю или 10 дней. Если он захочет их перенести, мы надеемся, что этот перенос не будет по просьбе Джаафари, чтобы провести незаконные выборы в Сирии. Если перенос будет по этой причине, то мы это не примем", — заявил представитель оппозиционного Высшего комитета по переговорам Салем аль-Муслит.
Он отметил, что "если новый раунд будет отложен числа до 10, 11 или 12 (апреля) для того, чтобы (у де Мистуры) было больше времени изучить все документы, которые к нему поступили, то хорошо, мы согласимся на дату, которую обозначит де Мистура". "Но мы не примем отсрочку ради выборов в Сирии", — подчеркнул аль-Муслит.
Итоговая конференция де Мистуры ясности в вопрос не внесла. Очевидно только то, что 4 апреля переговоры точно не возобновятся. "Датой отсчета будет 9, 10, а может быть и 11 апреля, в зависимости от приезда делегаций. Если кто-то захочет приехать 14 апреля, то добро пожаловать. Но мы все же начнем говорить с той даты, которую мы определим для себя и которая не должна быть… позже 11 апреля, по моему мнению", — расплывчато пояснил спецпосланник ООН.
С курдами или без
Нет пока ясности и по составу участников будущих встреч. Представители ВКП, например, настаивают, что на переговорах должно быть всего две делегации — одна от Дамаска и одна от оппозиции. Другие оппозиционеры не спешат объединяться, ссылаясь на серьезные расхождения в политических платформах.
Еще один серьезный вопрос — перспективы участия курдов в межсирийских переговорах. Москва, например, ранее неоднократно высказывала мнение, что без учета интересов этой значительной части населения Сирии обсуждать политическое будущее страны нельзя.
Открыто с этим никто не спорит. ВКП напоминает, что в составе его делегации уже есть три курда, и комитет, в принципе, не против приглашения других. "Мы приветствуем участие всех, кто не разделяет цели режима", — заявляет аль-Муслит.
По словам одного из лидеров Сирийского народного фронта за освобождение и перемены Кадри Джамиля, приглашение курдов — это прямая обязанность де Мистуры. "Если он пригласит курдов, значит, просто выполнит обязательства, которые он на себя взял", — считает оппозиционер.
Но пока этого не происходит. Де Мистура на итоговой пресс-конференции после этого раунда заявил, что вопрос должен решать Совет Безопасности ООН.
"Я обсуждал этот вопрос на уровне СБ ООН. Тут нет вопроса: курды являются сирийцами, и мы должны, я должен, обеспечить их вовлеченность в процесс. Но я пока не касаюсь этого, потому что существуют противоречивые мнения по вопросу о том, кто должен участвовать в переговорах. В прошлый раз, когда я был в СБ ООН, я спросил, как он может мне помочь советом. И я жду этого ответа", — заявил спецпосланник.
От непрямых к прямым?
Переговоры в Женеве и без курдов шли непросто. Дело в самом формате встреч — Дамаск и оппозиция отказываются вести диалог напрямую и общаются исключительно через де Мистуру. А тот, выполняя роль "челночного" дипломата, рассказывает сторонам о позициях друг друга, пытается найти в них что-то общее.
Ненормальность такой ситуации понимают и сами участники женевских встреч. "Мы хотим прямых переговоров, чтобы можно было добиться прогресса", — заявила один из лидеров сирийской оппозиционной группы "Москва-Каир" Ранда Кассис.
Примерно о том же говорит и оппозиционный Высший комитет по переговорам.
"Мы хотим прямых переговоров, которые сэкономят время, которые сохранят жизни людей в Сирии, поскольку каждый час, который мы тратим, мы теряем около десяти жизней там", — отметил представитель ВКП Салем аль-Муслит.
Представители сирийских властей, с одной стороны, не отвергают возможность прямых переговоров, но не со всеми. С ВКП — нет. Во всяком случае, пока комитет не пойдет на уступки властям.
"Делегация от сирийского правительства рассматривает делегацию от Эр-Рияда в качестве террористов. Они убили невинных людей. И поэтому мы не будем иметь прямых переговоров до тех пор, пока эти конкретные люди не извинятся за заявления, которые они делали до этого", — сказал Джаафари.
В режиме ожидания
По мнению экспертов, паузы на переговорах в Женеве вполне объяснимы, так как делегации зависят от мнения ведущих мировых держав.
"Заметно, что и участвующие стороны, и международные посредники в лице де Мистуры на этих переговорах продолжают оставаться в некоем ожидании. Ожидание связано с тем, что основную роль в сирийском урегулировании все-таки играют крупные государства-посредники, такие, как США и Россия" — отметила востоковед, советник директора РИСИ Елена Супонина.
"Ждут, что решат Москва и Вашингтон", — подытожила она.