Статья. Путешествие в гагаузскую культуру через колорит обрядов

© Sputnik / И. Зенин / Перейти в фотобанкГагаузы
Гагаузы - Sputnik Молдова
Подписаться
Конкурсная работа в номинации "Лучшая обзорная или аналитическая статья". Автор - Инна Кулиш.

Чтобы проголосовать за данную конкурсную работу нажмите кнопку "Нравится" (изображение поднятого вверх большого пальца руки, которое располагается непосредственно под размещенной на сайте работой).

Свадьба в Гагаузии отражает индивидуальность и самобытность яркой культуры и истории гагаузского народа, которая проносится через века, доводя до сегодняшних дней весь жизненный колорит этой нации.

Автономно-территориальное образование Гагаузия находится в южной части Республики Молдова. Несмотря на малочисленность гагаузского народа, он бесконечно богат своими традициями и культурой, которые сохранились еще с древних времен.

Одним из главных событий в жизни каждого человека, в том числе и гагауза, является свадьба.

Именно свадьба заключает в себе большое количество обрядов, традиций, очень ярко отражающих гагаузскую культуру.

Конечно же, модернизация культурно-духовных ценностей общества повлияла и на изменение культуры гагаузского народа. Не так давно, во времена наших дедушек и бабушек, гагаузская молодежь знакомилась на посиделках под названием "придянка", где девушки занимались рукоделием, а парни заходили на огонек или на "хору ери", где собирались молодые люди и девушки для того, чтобы потанцевать народные танцы "хору". Для того, чтобы как-то официально отметить, что образовалась пара, девушка дарила парню вышитый платочек или "китку" (цветочек) и с этих пор новая пара называлась "яфклу" (возлюбленные).

И по сей день в Гагаузии, если парень с девушкой встречаются и собираются пожениться, их называют "яфклу".

Знакомство и предложение руки и сердца происходит уже как у всех современных молодых людей. После того, как парень сделал девушке предложение, назначается день, когда жених с близкими родственниками и родителями идет в дом невесты, чтобы попросить благословения ее у родителей. Этот процесс называется "четра".

В доме возлюбленной жениха и его родню встречают с гостинцами. И в этот же вечер назначают день свадьбы и день венчания. Обе стороны дарят золотые украшения и подарки жениху и невесте. После этого жених идет договариваться к своим крестным, чтобы они были "саадычем и крестницей" на свадьбе и на венчании.

Все очень активно готовятся к свадьбе. В день свадьбы в домах у жениха и невесты собираются родные и друзья, играет народная музыка, которую исполняют "в живую" музыканты. Утром в доме у жениха собираются его друзья и в шутливой форме одевают его в свадебный костюм. Невеста тоже одевает свадебное платье и веселится с гостями. Тем временем жених с гостями со своей стороны идут в дом к "саадычу", где их ждут вкусные угощения и выпивка.

В дом к невесте он отправляет двух самых верных друзей или братьев, чтобы предупредить невесту, что скоро придет жених. На время, пока возлюбленные не встретятся, рядом с женихом будут находиться его родная или двоюродная сестра и деверь с деверькой. Ими обычно являются старший брат жениха с женой. После к ним еще присоединяются "саадыч и крестница". Все вместе в сопровождении музыки идут они за невестой.

Придя в дом невесты, жених выкупает у ее подруг приданое, друзья ломают на голове жениха колач и раздают всем гостям.

Дальше жениху следует встать у дверей в "бююк баш" и ждать невесту.

"Бююк баш" (большая комната, зал) – комната, где прячут невесту от "крестницы". "Крестница" заходит находит невесту, одевает ей на голову фату, и они дарят друг другу золотые украшения.

После долгого ожидания жениху наконец разрешают войти и забрать невесту. Войдя, он дарит невесте цветы. Родители невесты дарят им икону и вслед кидают пшеницу. Выходя со двора невесты бабушка невесты ставит перед молодоженами кочергу, на которую они наступают, это повторяется несколько раз, пока возлюбленные не дойдут до ворот. Все отправляются в загс или в церковь для того, чтобы официально узаконить брак возлюбленных.

Наступает вечер, молодые приходят домой к жениху, где их встречают его родители. Они угощают друг друга и гостей медом с орехами. Этот процесс называется "балламаа". Дальше все идут праздновать. "Саадыч" и "крестница" берут с собой на празднование своих друзей и родственников, они называются "саадыч колтуу".

Ночь свадьбы у гагаузов проходит очень весело за богатым столом. Все приглашенные и молодожены танцуют под народную музыку хору и современные танцы. Деверь с деверькой проходят по столам и собирают деньги у приглашенных гостей для жениха и невесты. В Гагаузии это называют "атмаа масада пара". На утро обе стороны дарят самым близким родственникам подарки, провожают "саадыча и крестницу" и расходятся. На следующий день вечером опять собираются гости у жениха дома и продолжают веселье. Этот вечер принято называть "татлы ракы" (сладкая водка).

Свадьба — это только одно событие, которое показывает культурное наследие горячего гагаузского народа, сумевшего сохранить, соблюсти очень много традиций и обычаев своих предков, а главное, пронести их через века.

Лента новостей
0