Статья. Стэлинешть - история исчезнувшей деревни

© Sputnik / В. Гаспарянц / Перейти в фотобанкСело Пушкино в Модавии
Село Пушкино в Модавии - Sputnik Молдова
Подписаться
Конкурсная работа в номинации "Лучшая обзорная или аналитическая статья". Автор - Родион Руснак.

Чтобы проголосовать за данную конкурсную работу нажмите кнопку "Нравится" (изображение поднятого вверх большого пальца руки, которое располагается непосредственно под размещенной на сайте работой).

Феномен исчезновения молдавских сел протекает с большим размахом. Десятки местностей рискуют оставаться только на карте с точки зрения географии, единственным свидетельством являются развалины.

Село Стэлинешть Окницкого района — тому подтверждение. История этого маленького села интересная, с трагическим концом. Дискутированные территории Молдовы с исторической точки зрения представляют болезненную рану. Это и случай с Буковиной, исторической зоной Молдавского Княжества. Многие села, населенные преимущественно молдованами, оказались разделенными политическими и этническими границами. Релевантным примером является и село Стэлинешть, которое сейчас находится на территории Украины, Черновицкой области, Новоселицкого района. Село с таким же названием мы находим в Окницком районе, управляемое примэрией Корестэуць.

Многие спросят себя, наверное, какая связь существует между украинским и молдавским селом.

Объяснение следует дальше.

В 1920-1930 гг. из села Стэлинешть (Черновицкая область, Новоселицкий район) многие крестьянские семьи переселяются и основывают село Стэлинешть Окницкого района в Республике Молдова. Год основания этого села неизвестен. Кондрацкий Пётр, историк и житель села Корестэуць, упоминает о том, что в 1936 году в этой местности насчитывалось 20-30 домов. Также Раиса Стынгачь, уроженка Стэлинешть, говорит о наличии в селе около тридцати домов. От Петра Кондрацкого узнаём, что первые жители села были румынами (молдаванами), о чём свидетельствуют фамилии Хадыркэ, Кошер и другие. Обрабатывание земли и животноводство были основными занятиями местных жителей.

После короткого периода стабильности последовало тяжёлое положение 1940-1945 годов. Об этих пяти годах известно очень мало, но мы знаем, что на фронт были мобилизованы как жители села Корестэуць, так и Стэлинешть. Из показаний Петра Корестэуць узнаём о телеграмме, посланной Сталиным, который требовал помощи сельчан для производства военных танков. В двух населённых пунктах собралось около 200 000 рублей.

Ещё один решающий период в истории села – это годы советской эпохи. В первые послевоенные годы ситуация была сложной в связи с последствиями войны. В начале 1950-х годов, однако, выявляется значительное увеличение рождаемости, что впоследствии приводит к увеличению общей численности населения. Преобладали большие семьи (5-7 детей), а из уст пожилых местных жителей узнаём, что в Стэлинешть насчитывалось около 100-150 человек.

Управление велось в Корестэуць, но в селе имелась начальная школа (4 класса) во главе с Василием Болбочан и детский сад, руководимый Анной Рогожин. Село имело выгодное расположение, находясь в окружении сельскохозяйственных земель и лесов, благодаря которым люди обеспечивались ресурсами на зиму. Рядом с селом находились два пруда. Раиса Стынгачь говорит, что люди "жили, как у Христа за пазухой".

Интересное событие, связанное с селом Стэлинешть, произошло в 1956 году, когда состоялся XX съезд КПСС.

Случайно, но слово Стэлинешть ассоциируется с именем Сталина. Поэтому в течение нескольких лет село будет называться "Виноградное". Местные жители не согласились с таким названием, и позже было решено вернуться к старому наименованию.

В годы независимости село Стэлинешть фигурирует в списке населённых пунктов. Распад колхозов, отсутствие рабочих мест, усугубление социальных проблем, миграция и демографический спад вынудили местных жителей покинуть родное село и поселиться в близлежащих сёлах. В ходе переписи населения 2004 года официально не было ни одного человека, неофициально было зарегистрировано четыре человека пожилого возраста. На сегодняшний день, в 2015 году село опустело.

Трудно было найти следы последних жителей, не зная, есть ли кто-нибудь в живых. От примара села Корестэуць стало известно, что в селе Чепелеуць проживают двое пожилых людей, которые в прошлом покинули Стэлинешть. Это Илие Вангелие и Екатерина Кошер. Обоим по 88 лет. В 2009 и в 2011 году соответственно старики были вынуждены покинуть своё родное село из-за одиночества и физической беспомощности и поселиться у детей в селе Чепелеуць. Дочь Илие Вангелие (Лилиана) и дочь Екатерины (Мария) заботились о родителях, пока село Стэлинешть существовало. Но в последние годы этот населённый пункт превратился в руины, и жизнь этих двух стариков становилась всё сложнее, полная недостатков и трудностей.

Важно отметить, что у меня была возможность говорить с первыми и, вместе с тем, последними жителями с Стэлинешть.

Илие Вангелие и Екатерина Кошер пришли в эти места со своими родителями в 1930-е годы и основали село Стэлинешть. Здесь они провели свои самые прекрасные годы, детство, создали семьи. Перемены начались в 1990-е годы. Старики рассказывают, что село становилось всё более безлюдным после того, как молодёжь начала уезжать с целью продолжения учёбы, жениться в других местах и редко возвращаться в родное село. Кроме того, проблема рабочих мест оставалась нерешённой, у молодёжи не было никакого будущего, село постепенно начинало стареть. Магазин не работал, больница находилась далеко. Пожилые люди умирали, а те, кто оставался, как Илие Вангелие и Екатерина Кошер, были взяты под опеку детей, которые заботятся о них до сих пор.

Как и другие маленькие сёла (Кетришул Ноу, Одая, Куконештий Векь), село Стэлинешть стало памятником и музеем под открытым небом, что вызывает значительную неопределённость и отчаяние в связи с проблемами села и государства Республики Молдова в целом, находящегося в процессе регрессии и растущего упадка из года в год.

Лента новостей
0