Ровно четверть века назад в результате повода, который использовали путчисты, началась вулканическая цепочка развала СССР. В декабре 1991-го Союз перестал существовать, но дело его продолжает ту историю мира, которая уже стала и частью истории человечества. Оказалось, что 25 лет — это очень малый срок, чтобы стать памятью только тех, кто жил тогда и строил могущее государство.
СССР убивали долго. Отдирали его "перестройкой, расшатывали национальными возрождениями, душили августовским путчем, взрывали криминальными разборками и конфликтами. Брали измором в годы всеобщего дефицита, пытали веерными отключениями света и даже травили его миллениумом…
Почему мы помним об СССР
Данные соцопроса Sputnik о том, когда жилось лучше — до или после СССР, говорят сами за себя. Не буду подробно останавливаться на этом исследовании. Лишь отмечу: оно показало, что молодые люди (до 25 лет), родившиеся после или незадолго до развала Союза в бывших советских республиках, считают, что сейчас жить лучше, но молодежь Молдовы считает наоборот. Например 69% опрошенных согласны с тем, что жизнь в СССР была лучше, чем после его распада (17%).
Давайте задумаемся: почему у нас наблюдается такая картина? Уровень жизни в Молдове не выправился в лучшую сторону за 25 лет. Разбитые дороги, загубленная промышленность, убогое сельское хозяйство, дышащая на ладан социальная сфера… Такое положение дел — это настоящая трагедия для тех, кто еще помнит цветущую Молдавию. Это я без пафоса говорю, просто приведу несколько цифр.
По статистическим данным на 1990 год, доля промышленности в экономике Молдавской ССР была равна 37% (для примера: в РСФСР — 48%). В структуре промышленного производства в МССР около 3% приходилось на топливно-энергетическую промышленность (по СССР — 10%), на легкую промышленность — 23% (по СССР — 14%), на пищевую промышленность — 34% (по СССР — 15%). В 1990 году в расчете на 1000 человек в Молдавской ССР производилось 2,3 шт. тракторов — (по СССР — 1,7), 524 кг цемента (по СССР — 475 кг), 416 банок консервов (по СССР — 71 банка), 66 кг сахара (по СССР — 30 кг), 6 пар обуви (по СССР — 3 пары), 40 кв. метров хлопчатобумажных тканей (по СССР — 27,5 кв. метра), 12 кв.метров шелковых тканей (по СССР — 7,5 кв. метра). Доля сельского хозяйства в МССР в 1990 году составляла 36% (по СССР в целом — 27%). Но при этом за период с 1970 по 1990 год городское население выросло почти в два раза.
Конечно, старшему поколению есть, что вспомнить, и есть с чем сравнить сегодняшнее положение дел в стране.
А вот почему молодые люди, которые не застали "советский оккупационный режим", печалятся об СССР?
Да потому что есть современная неопределённость, а вместо героев — покемоны, трансформеры и прочие монстры в плащах. Вот, скажем, есть пример Юрия Гагарина — человека, который первым покорил Космос. Он был своим и для русских, и для молдаван, и для латышей, и для узбеков, и для украинцев — то есть для всех народов СССР и мира. И есть Терминатор или Бэтмэн — плоды воображения, которые лопаются, как бубль-гум при первом же вдохе. А что такое по сути бубль-гум? Это надувательство.
Есть еще живая память о предках, которые противостояли фашизму в 40-х годах прошлого века. Цена этой борьбы — более 30 миллионов жизней представителей всех республик СССР, а результат — 70 лет мира в Европе. Почему акция "Бессмертный полк" уже стала традицией? Потому что люди вспоминают реальных героев. Своих героев. Настоящих.
Вот именно настоящего и не хватает молодым людям в Молдове. Кто у нас может выступить в качестве современных героев? А ведь молодым так не хватает опыта примера героев своей страны, не выдуманных, а настоящих, которые не выбрасывали из своей жизни патриотизма, а гордились им.
Кроме того, у нового поколения сформировался набор требований к качеству жизни, к возможностям реализовать себя, к социальным гарантиям со стороны государства. Сейчас власти Молдовы не способны все это дать молодежи. Поэтому СССР как образ сильного государства, умеющего защищать свой народ, его интересы и потребности и привлекает молодежь.
Страхи и перспективы
Известно, что психологи используют в своей практике термин "перенос". Этот феномен хорошо описал в своих трудах Зигмунд Фрейд. Заключается он в бессознательном переносе пережитых, особенно в детстве и юности, чувств с одного лица на другое. Не задумывались ли вы о том, что все наши "борцы" с советским прошлым на самом деле используют свою ненависть против СССР как этот самый фрейдистский перенос, а многие политики напоминают "последнюю номенклатуру" Союза?
Например, молдавские партии созданы по образу и подобию КПСС. То есть если раньше была одна Коммунистическая партия, то теперь их — партий — более 30. И у всех есть свое политбюро и генсеки, маленькие "вожди" и "полководцы", "говорящие пиджаки" и "грустные табуретки". Даже "подушечки под мягкое место", чтобы сидеть на заседаниях было удобно.
Некоторые лидеры партий тайком плачут при упоминании СССР, вспоминая тихие и прекрасные дни своей жизни: школу, вуз, первую любовь, карьерное продвижение по линии комсомола. И не могут избавиться от страхов, которые их мучают за предательство и хамелеонство.
Закон мирового развития утверждает смены вех — все идет, все изменяется. Были проблемы, горькие страницы бытия. Именно это стало инструментами борьбы борцов за развал СССР. Они решили все заляпать черными красками, дабы похоронить все прошлое Советского Союза — бесплатную медицину, образование, бесплатные квартиры молодым специалистам, заводы и фабрики, работающие без провалов в никуда.
А главное — человеческие отношения. Когда все могли слышать и слушать друг друга. И вот все это надо было уничтожить в памяти людей, особенно молодежи, дабы то, что есть, стало единственным и незаменимым.
Так называемым "борцам" не дают покоя старые советские памятники, кино, серпасто-молоткастая символика, телеканалы и даже русский язык. Они воюют со всем этим, потому что им никогда уже не перестать быть "совками". Неспроста ведь от нашей демократии стало попахивать авторитаризмом. Все чистое, талантливое, яркое — культура, наука, дружба народов их пугает.
Тогда хотели продвигать молдавскую государственность. В начале нового пути старались развивать рыночную экономику, улучшать социальную сферу, строить светлое будущее. Все воспряли от будущих перспектив независимой Молдовы. Но в пути политики растеряли то сокровенное и необходимое стране и народу. Борьба за власть стала важнейшим условием политической жизни.
Молдове сейчас трудно осуществлять мечты о новой жизни. Есть для людей работа, возможность учится и получать профессию. Нет только перспектив. Вот молодежь и уезжает из родного дома.
Молдова одарена богом не только чудом своей земли, природы, талантами людей. В ней есть все, чтобы человек чувствовал себя здесь светло и радостно. Но никто не хочет всем этим заниматься, все озабочены политикой и борьбой за "кормящее место". И потому нет возможности работать, строить, созидать. Это ведь все было, было всего лишь двадцать пять лет назад. Там в прошлом, было много болевых точек, но у людей была возможность получать самое главное, что давала молодежи силы, а пожилым уверенность в завтрашнем дне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.