"Молдова должна оставаться суверенным и независимым государством, а объединение с Румынией для вступления в Евросоюз не является практическим выбором", — заявил посол США в Кишиневе Джеймс Петтит, сразу молдавские унионисты впали в ступор.
Точнее так: сначала послушали, что сказал посол, не поверили своим ушам, потом наступило оцепенение, и… понеслась истерика! Истерика в ответ на политическую фрустрацию, проще говоря — ситуацию несоответствия желаний имеющимся возможностям. Дело в том, что посол Петтит среди прочего также отметил, что Молдова должна дружить с Россией. Ведь исторически и географически Россия и Европа — соседи. И, по мнению дипломата, большие плюсы и перспективы для Молдовы в улучшении отношений на Востоке. Тогда Россия вновь откроет свой рынок для Молдовы и молдавских товаров.
Вторая часть заявлений стала контрольным выстрелом в идеи унионизма накануне президентских выборов, которые должны пройти в нашей стране в октябре. Ведь сторонники "унири" как только слышат про Россию, сразу бледнеют, зеленеют и извергают в своих заявлениях столько желчи, что невольно ловишь себя на мысли — надо же, сколько может уместиться в одном человеке злобы, ненависти, безвыходности, защищая "мертвую идею" в своих мечтах, ставших уже мантрой. У таких людей только вдолбленные в голову идеи, придуманные другими людьми для управления фанатиками.
Главный либерал страны Михай Гимпу усмотрел в словах Петтита вмешательство во внутренние дела страны — дескать, это право граждан решать свою собственную судьбу, и не дело посла вмешиваться в вопросы идентичности в Молдове. При этом Гимпу скромно промолчал о том, что именно идеи унионизма посягают на суверенитет, целостность Молдовы и идентичность ее жителей. А заявления Петтита в этом плане как раз показывают, что США уважают независимость и суверенитет Молдовы.
"Европейский путь Молдовы проходит через Бухарест! И вообще Молдова — это Румыния, потому что мы говорим на одном языке, у нас одинаковая идентичность," — не унимался в своих заявлениях Гимпу. И был поддержан
экс-премьером Ионом Стурзой.
"Я в шоке. В Молдове воцарилась "стабильность". А потом, бросив нас в руки коррумпированной олигархии, дают нам уроки идентичности?! Граждане Молдовы в состоянии самостоятельно решить, на каком языке говорить. Я приглашаю вас на публичное обсуждение. Если это позиция госдепартамента, то она нуждается в уточнении. А вообще я разочарован…"
В этом отношении очень точно заметил лидер социалистов Игорь Додон, который задал им всем вместе взятым хороший вопрос:
"Почему логичная и правильная декларация вызвала так много истерических реакций среди политиков? Что должен был сказать посол США? Что Молдова — это румынская земля, а наша страна — часть Румынии? Они что с ума сошли? Напомню, что Молдова является суверенным и независимым государством, членом ООН и признана во всем мире. И я желаю, чтобы каждый посол нашей страны указывал на это в своих заявлениях!"
А вообще каждому молдавскому политику не мешало бы время от времени почитывать Конституцию, где черным по белому написано, что Молдова — "суверенная и независимая страна", и больше обращать внимания на социологические опросы. Ведь по последним данным "Барометра общественного мнения", если бы произошел референдум об объединении Молдовы с Румынией, за "унирю" проголосовали бы 17,3% опрошенных, против были бы — 66,1% респондентов.
"Униря" — это миф, пусть даже и раскрученный. Он не пользуется широкой поддержкой у населения. Однако наши политики, сумев однажды с этой идеей заработать себе политические дивиденды, продолжают пользоваться этим инструментом. А времена и нравы меняются, если даже посол США заявил, что "униря" невозможна…
Как может Бэсеску, отверженный своим народом, слезно просящий гражданство у Молдовы, выступать в качестве философа, поговорившим с прошедшими веками, и безапелляционно утверждать, "что есть была" наша Молдова? Наверное, ему бы стоило призадуматься, что ж он хочет угробить Молдову также, как он старался угробить Румынию, пока народ не восстал против этой идеи? Народ Молдовы уже дал оценку этой истерики.
А вот Стурза, бывший премьер, у которого более широкая картина мира, скорее всего, произнес вою тираду второпях. Иначе, зачем ему надо было бы ввергать нашу республику в пропасть? Но все это будет обсуждать наш народ, и он выскажет свое мнение.
А вы что думаете об этом?
Ждем ваших мнений.
Позиция автора не всегда совпадает с позицией редакции.