КИШИНЕВ, 22 окт — Sputnik, Андрей Петрик. В 2009 году, когда к власти в Молдове пришел Альянс за европейскую интеграцию, официальным внешнеполитическим курсом страны, действующим по сей день, была объявлена интеграция в ЕС.
Надо признать, что на том этапе, этот курс страны поддерживало свыше 60 процентов населения. Тогда власти Молдовы получали большую поддержку от западных "кураторов" различных рангов и мастей. Лидеры европейских государств, равно, как и представители политического истеблишмента из Брюсселя и Вашингтона, с завидной регулярностью осуществляли рабочие визиты в Кишинев, а саму страну называли "историей успеха" в программе "Восточное партнерство".
К концу 2016 года оптимизм тех, кто ездил в Кишинев и во всю белозубую улыбку заявлял об успехах на пути к евроинтеграции заметно поубавился: не слышно громких заявлений, не видно "высоких" гостей и, самое главное, не перечисляются в виде грантов и кредитов деньги, которые еще несколько лет назад так щедро предоставляли молдавским чиновникам Брюссель и Вашингтон.
На этом фоне, правы ли молдавские политики, называющие евроинтеграцию стратегическим курсом Молдовы? Есть ли вообще шансы у республики на интеграцию в ЕС, или власти страны стараются сделать хорошую мину при плохой игре? Ответы на эти вопросы корреспонденту Sputnik Молдова в эксклюзивном комментарии дал политолог-международник из Берлина Александр Рар.
Политолог утверждает: сейчас ЕС больше озабочен своими внутренними проблемами — экономическим кризисом, наплывом мигрантов, выходом Великобритании, отношениями с Грецией. Однако было бы ошибочным думать, что Молдову в Брюсселе окончательно списали со счетов.
"На данном этапе Европейский Союз потерял ориентацию в восточном направлении. Сейчас в вашей республике все зависит от президентских выборов. В таком случае у Евросоюза появится шанс исправить ошибки и предложить Молдове вести двухвекторную политику, потому что вариантов для выбора или-или, как это было в 2009 году, сейчас уже не осталось".
По словам эксперта, печальный опыт соседней Украины, которая фактически была поставлена перед однозначным выбором между Западом и Востоком, сегодня подсказывает большинству чиновников из ЕС о том, что в случае с Молдовой такой эксперимент неуместен и может привести к еще более драматическим последствиям. Молдова, которая может начать восстанавливать стратегическое партнерство с Россией после президентских выборов, может стать для ЕС лишь экспериментальной площадкой, на примере которой Брюссель сможет доказать, что двухвекторная политика может сработать, считает эксперт.