КИШИНЕВ, 24 окт — Sputnik, Сергей Цуркану. В Молдове существует достаточно новая для нас форма предприятий — коллекторские агентства. За небольшой процент они готовы помочь изъять необходимую сумму у должника в пользу кредитора.
Мировой опыт демонстрирует, что путь коллекторов к законопослушным формам деятельности сложен и тернист — появились они полвека назад в США, затем в Европе, после чего была сформирована законодательная база, определяющая законные методы их работы и дистанцирующая их от различных громил и мафиози, "выбивателей" долгов.
На постсоветском пространстве все оказалось сложнее — грань между законной деятельностью коллекторов и преступной, была, мягко выражаясь, размыта — всем памятны громкие скандалы, связанные с тем, что в России и Украине коллекторы терроризировали граждан. Доходило и до тяжких телесных повреждений и даже убийств, причем среди пострадавших были и должники и сами коллекторы.
По крайней мере, так было до недавнего времени. В России, с 1 января 2017 года в силу вступает закон, регулирующий отношения между коллекторами и должниками. В Молдове такого закона нет, однако коллекторы работают.
Корреспондент Sputnik позвонил в одно из кишиневских коллекторских агентств и попытался прояснить ситуацию, представившись кредитором, который не может вернуть долг в несколько тысяч евро. Коллекторы с готовностью отозвались, условия их работы таковы — потенциальный клиент выплачивает им безвозвратный взнос в размере 500 леев, после чего с ним заключается договор, коллекторский процент оговаривается отдельно, обычно это 10%. Гарантий возврата долга коллекторы не дают, однако утверждают, что работают с эффективностью 70%.
Собеседники сообщили, что не применяют незаконных методов воздействия на должников и проблем с законом не будет — ни у них, ни у заказчика.
За разъяснением того как деятельность молдавских коллекторов соотносится с законом наш корреспондент обратился к экспертам. Адвокат Виталий Нагачевский сообщил, что коллекторские агенства вполне вписываются в правовое поле Молдовы.
"Существует презумпция законности — пока чья-либо деятельность не признана незаконной, до тех пор она остается в рамках закона. Если агентство перекупает долги и изымает их, я не вижу тут крамолы или какого-либо отклонения от закона. Другое дело подпадает ли их деятельность под лицензирование, но исходя из либеральной трактовки закона, я не вижу сейчас проблем, которые ставили бы деятельность этих агентств вне закона", — сказал Нагачевский.
Адвокат и профессор Павел Мидриган, в свою очередь, выразил сомнения в законности существования и деятельности коллекторских агентств.
"У нас есть Департамент судебных исполнителей, именно он занимается исполнением решений, дублировать его работу, в отсутствие четкого законодательства, на мой взгляд, нельзя. Коллекторские агентства это новая для нас форма заработка, в отличие от судебных исполнителей их полномочия весьма туманны", — разъяснил эксперт.
Павел Мидриган советует гражданам не вступать в беседы с коллекторами и тут же подключать государственные силовые структуры в случае интереса коллекторов к вашей персоне.
"Нужно обратиться в правоохранительные органы, выяснить, на каком основании они беспокоят того или иного должника, если нет решения суда и нет исполнительного листа, то почему они обращаются к гражданину? Нужно сразу сказать — исполнительные документы исполняют судебные исполнители, а с вами я беседовать не собираюсь. Никто из должников не обязан вести какие-либо разговоры с коллекторами. Нужна серьезная законодательная база для из деятельности", — резюмировал Мидриган.
Мнения экспертов разделились, и скорее всего, в Молдове со временем, как и в других странах, будет сформирована законодательная база для цивилизованного взаимодействия должников с коллекторами. Но и сейчас и после этого события лучше всегда вовремя возвращать долги, а идеально — долгов не иметь, и знать о деятельности коллекторов и судебных исполнителей только из сериалов и книг в мягких обложках.