КИШИНЕВ, 10 дек — Sputnik, Андрей Петрик. Большинство граждан Молдовы в последнее время предпочитают вовсю заниматься конспирологией. А именно: на вооружении у многих жителей республики есть целый ряд методов для проверки того, прослушивают их номер мобильного телефона или нет.
Некоторые, говоря о том, что их прослушивают спецслужбы, ссылаются на быструю разрядку батареи смартфона, другие — апеллируют к сильному эху в трубке при разговоре, как к главному элементу "прослушки". Третьи вообще звонят на особый четырнадцатизначный номер телефона, по которому, якобы, можно определить: следит чуткое ухо сотрудника СИБ за беседой, или нет.
Любой замдиректора крупной компании, малозаметный политик, известный адвокат или журналист, нет-нет, да и не преминут упомянуть о том, что их, дескать, прослушивают сотрудники Службы информации и безопасности. Так кого же все-таки прослушивают в Молдове, а кого нет? Стоит ли опасаться рядовому дворнику дяде Васе, обсуждающему последние политические события в республике со своими коллегами, того, что каждое его слово фиксируется в СИБ-е? Ответы на эти вопросы корреспонденту Sputnik Молдова дал ветеран спецслужб, эксперт по вопросам национальной безопасности Ион Ляху.
"Конечно же, прослушивать простого дворника или рабочего СИБ-у не интересно, а политика или влиятельного бизнесмена — недоступно. Законодательство Молдовы настолько далеко от истинных угроз национальной безопасности, что в поле зрения спецслужб попадают "однообразные не те". Очень часто работа ведется впустую и прослушивают не тех "объектов", которые могли нанести опасность государству", — сообщил Ляху.
По словам эксперта, оперативно-технические мероприятия такого порядка — очень дорогое удовольствие. Таким образом миф о том, что прослушивают мобильные телефоны всех абонентов, либо большей их части, является сильно преувеличенным. У спецслужб Молдовы, по словам Ляху, попросту нет таких технических мощностей. Не так легка и процедура получения разрешения на прослушивание по телефону конкретного человека. Оперативный сотрудник СИБ должен убедить свое руководство в том, что тот человек, который заслуживает пристального внимания со стороны спецслужб, действительно опасен.
"Понятие права человека — не совсем пустой звук в нашей республике. По крайней мере, для руководства СИБ. Они вынуждены с этими правами считаться. Если нет серьезных аргументов, которые бы обосновывали потенциальную опасность конкретного индивида для национальной безопасности страны, ни о какой "прослушке" не может быть и речи", — сообщил собеседник.
Более того, утверждает эксперт, окончательное решение о том, прослушивать человека по телефону или нет принимает судья только вслед за тем, как сотрудник СИБ, следящий за данным подозрительным элементом, сможет убедить свое руководство выйти к суду с такой просьбой.
По словам Ляху, ошибочно полагать, что есть какие-то кодовые слова, при употреблении которых в телефонном разговоре абонента с собеседником, автоматически включается запись разговора. Да, в других, ведущих странах мира такие системы функционируют. Практически нищая Молдова не может позволить себе такую роскошь.
"Тем людям, которые все же опасаются "прослушки", авторитетно заявляю: они могут спокойно называть имена своих любовниц, котов, собак, применять слово "террорист" по отношению к ребенку, стащившему у бабушки из чулана все сладости. Такая система — слишком дорогое удовольствие для Молдовы. Нет у нас в стране всеохватывающего сетевого прослушивания", — заключил Ляху.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>