Чтобы проголосовать за данную конкурсную работу нажмите кнопку "Нравится" (изображение поднятого вверх большого пальца руки, которое располагается непосредственно под размещенной на сайте работой).
Судьба занесла многих ленинградцев, переживших ту трагедию, далеко от родного города. Антонина Дубоносова всегда рада дорогим гостям. Встречает их с чаем и печеньем, не отпускает пока чашечки не будут пустыми. "Ешьте, где вы еще попробуете сыр из топленого молока и конфеты питерские, вот внучата передали", — приговаривает Антонина Михайловна, отказываясь от предложений помочь.
Отличительная особенность, наверное, каждого ленинградца — невероятная гостеприимность и желание поделиться с ближним всем, что у них есть как в голодное, так и сытое время. А еще настоящий боевой характер и вера в лучшее. За чашкой ароматного чая блокадница рассказывает о своей жизни.
Когда началась осада родного города, Антонине Михайловне было 4 года, но детская память все помнит. "Я еще совсем маленькая, мама запирает дверь на ключ и идет отстаивать очередь за известными карточками на 125 граммов хлеба. Ничего не поделаешь, брожу по комнате, а в этот момент начался обстрел, бомбы падают и везде летят осколки. Очень испугалась, открыла окно, благо жили на первом этаже. Только выскочила и хочу побежать, как меня хватает солдат и тянет в подвал. Спас меня тогда, но больше мама меня одну не оставляла, а брала с собой", — вспоминает ветеран.
Были и совсем страшные моменты, когда маленькую Антонину мама оставила стоять у стены, а сама пошла, ждать паек. "И какая-то женщина говорит, что вашу девочку забрали. Мама глядь, а меня тянут за ручку в другую сторону. Она как побежала, стала отбирать меня у той воровки, а чужачка вцепилась мертвой хваткой. Съесть меня хотели. Я совсем не помнила эту историю, мама потом рассказывала", — вспоминает Антонина Дубоносова.
Особенно спасала от осколков бомб простая перина, которой мама Антонины Михайловны накрывала детей во время обстрела. "Не знаю, как, но у нас всегда было тепло и зиму пережили. Удивительно, как это удавалось маме поддерживать, но мебель, конечно, она всю сожгла почти сразу. Помню, еще брала она перину, клала на печку и ждала, пока та нагреется, затем укутывала нас с братом. Так и грелись", — рассказывает блокадница.
Очень трепетно Антонина Михайловна говорит о маме, благодарит ее за спасенную жизнь. "Долго не хотели ехать. Мамочка каждый день помогала сбрасывать бомбы, рыть траншеи против танков, а еще делала вылазки на поле, там овес рос. Она ползком туда, хоть что-то получить для пропитания, а над ними летают немецкие самолеты и обстреливают. Бог миловал ее каждый раз, но кому-то меньше везло. А потом в одну из таких вылазок, она оставила нас с братом у тети. А он и приговаривает, чтобы дверь открыли, потому что папа пришел. Мы не верим ему, ведь это невозможно, отец на фронт ушел. Братик все не успокаивался, приглашал быстрее открыть. Тетя уже пошла к двери и внимательно смотрит, но там никого, а с угла ей крик "Закрывай, он уже зашел". Через несколько дней пришла похоронка. Тогда мама и решила нас вывезти по Ладоге в другое место. Тоже страшно было, мы плыли на двух кораблях, а над нами воздушные бои. И тут одна из бомб попала ровно в первый корабль, он на две части разломился, совсем поморщился и пошел ко дну. Кого смогли, мы подобрали на наше судно, но многие так и остались там, и вода такая красная-красная", — с болью вспоминает Антонина Дубоносова.
Много еще разных военных историй она поведала, но все они говорят об ужасах той Великой войны.
Чтобы проголосовать за данную конкурсную работу нажмите кнопку "Нравится" (изображение поднятого вверх большого пальца руки, которое располагается непосредственно под размещенной на сайте работой).