https://md.sputniknews.ru/20210910/deshevoe-toplivo-44655480.html
Эксперт: дешевого топлива в Молдове этой осенью не будет
Эксперт: дешевого топлива в Молдове этой осенью не будет
Sputnik Молдова
Эксперт: дешевого топлива в Молдове этой осенью не будет
2021-09-10T17:15+0300
2021-09-10T17:15+0300
2021-09-10T17:41+0300
экономика
цены на нефтепродукты
бензин
солярка
газ
аналитика
автомобили
михаил пойсик
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e4/08/07/31197342_0:277:3147:2047_1920x0_80_0_0_fef9144c62d74f374758816760314cd7.jpg
КИШИНЕВ, 10 сен – Sputnik. Цены на топливо на молдавских заправках стабильно росли всю неделю, пятница, 10 сентября, исключением не стала – литр бензина A95 подорожал на девять банов.Понятно, что сложившееся положение дел вызывает крайнее раздражение автовладельцев, привычно обвиняющих власти.В конце августа молдавский парламент принял во втором чтении поправки в закон о нефтепродуктах, предполагающий, что теперь Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) устанавливает цены на стандартный бензин А95 и обычную солярку. Регулятор устанавливает цены по специальной формуле, согласно которой конечная стоимость топлива будет зависеть от мировых цен на рынке, курса валют, акцизов, НДС и коммерческой маржи.Принятые поправки и, соответственно, нынешнюю роль НАРЭ многие в Молдове активно критикуют.Однако в молдавском экспертном сообществе бытует и прямо противоположная точка зрения, расценивающая передачу НАРЭ функции ценообразования на энергетическом рынке республики в качестве некоего "предохранителя" от картельных сговоров."Возможно, вы помните случай 2014 года, когда в один день несколько молдавских компаний, торгующих нефтепродуктами, установили одинаковые, буквально до бана, цены, – напомнил в интервью Sputnik Молдова доктор экономики Михаил Пойсик. – Агентство по конкуренции тогда оштрафовало их на два миллиона леев. Дело было в августе, а уже в декабре суд последней инстанции принял решение, что это было "случайное совпадение". Понимаете?"Пойсик утверждает, что всякий раз, когда в Молдове так или иначе отказывались от государственного регулирования, происходили картельные сговоры на энергетическом рынке, и цены на нефтепродукты устанавливались на 5-7% выше, чем у ближайших соседей, – в Румынии и на Украине.Беда Молдовы в том, говорит экономист, что поставщиков энергоресурсов в стране можно пересчитать по пальцам, они легко договариваются между собой, монополизируют рынок и, соответственно, диктуют цены. При этом один процент в цене на нефтепродукты – "это миллионы долларов из наших карманов".В августе нынешнего года случился очередной взмах этих "качелей", и в Молдове вновь ввели государственное регламентирование цен на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Ценообразование, по мнению Пойсика, пришло в соответствие с мировыми котировками. Нынешний рост цен в республике обусловлен колебанием цен на международных рынках. Разница только в том, отмечает экономист, что молдавские акцизы отличаются, например, от европейских."Молдавские акцизы (а соответственно, и цены) все еще ниже, чем в Европе. Однако Молдова взяла на себя обязательство подтянуть их до европейских, поскольку более низкие акцизы создают предпосылки для контрабанды нефтепродуктов из республики в ЕС", – сообщил Пойсик.Он отмечает, что ныне молдавские акцизы на этот вид продуктов растут высокими темпами. И это еще один фактор, который явно не будет способствовать низким ценам на топливо в Молдове.Экономист Сергей Робу главную причину роста цен также видит за пределами республики."Пандемия коронавируса создала вакуум спроса на энергоносители. Был период, когда предприятия во всем мире простаивали. Сейчас мы наблюдаем постепенный перезапуск экономик многих стран после вызванного ковидом застоя. Произошел достаточно резкий скачок спроса на энергоресурсы, и рынок предсказуемо отреагировал на это ростом цен. Понятно, что эти процессы не могли обойти Молдову стороной", – говорит эксперт.Робу просит не забывать, что республика, не располагая собственным производством, импортирует все виды топлива. А значит, ситуация внутри Молдовы в первую очередь зависит от мировых тенденций.И здесь, на его взгляд, на первый план выходит вопрос энергетической безопасности страны.Государству следовало бы озаботиться диверсификацией видов топлива, полагает Робу. В частности – способствовать развитию биотоплива. Так, в принятой в свое время в Молдове Энергетической стратегии предполагалось, что 10% топлива в молдавской экономике будет био. Пока планы так и остались планами."Одним из решений проблемы могло был стать продвижение возобновляемых источников энергии во всех областях. Плюс транспортная сфера. Потенциал электрического транспорта в Молдове все еще находится в зачаточной стадии реализации. Так, например, частных автомобилей с электродвигателями в республике около полутора сотен на миллион. Понятно, что необходимо разрабатывать государственные механизмы стимулирования покупок населением электромобилей, скажем, через банковскую систему, посредством привлекательных кредитов под такого рода покупки", – считает Робу.Он приводит в пример Европу. К 2024 году в ЕС полностью прекратится производство дизельных двигателей и автомобилей с ними. Компания BMW к 2030 году намерена производить не менее 50% электрических автомобилей во всей своей линейке, "Фольксваген" – 70%, а шведский концерн "Вольво" через десять лет и вовсе планирует полностью перейти на выпуск электромобилей.То есть у Молдовы, говорит Робу, особых вариантов нет: придется искать принципиально новые решения, попутно ломая привычный взгляд на городской и личный транспорт и принципы его использования.
https://md.sputniknews.ru/20210909/nare-maksimalnye-tseny-toplivo-44610031.html
https://md.sputniknews.ru/20210819/pochemu-v-moldove-nedostatok-topliva-i-chto-budet-s-tsenami-na-benzin-v-sentyabre-44059970.html
https://md.sputniknews.ru/20200312/solnechnaya-batareya-dlya-ulichnogo-osvescheniya-v-tiraspole-rabotayut-nad-proektom-29505691.html
Sputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Новости
ru_MD
Sputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e4/08/07/31197342_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_da6b29ffcf9de2a52a4c3f6de296946b.jpgSputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
топливо молдова прогноз эксперт
топливо молдова прогноз эксперт
Эксперт: дешевого топлива в Молдове этой осенью не будет
17:15 10.09.2021 (обновлено: 17:41 10.09.2021) Подорожание бензина в республике обусловлено главным образом ситуацией на мировом рынке энергоресурсов, считают экономисты.
КИШИНЕВ, 10 сен – Sputnik. Цены на топливо на молдавских заправках стабильно росли всю неделю, пятница, 10 сентября, исключением не стала – литр бензина A95 подорожал на девять банов.
Понятно, что сложившееся положение дел вызывает крайнее раздражение автовладельцев, привычно обвиняющих власти.
В конце августа молдавский парламент принял во втором чтении поправки в закон о нефтепродуктах, предполагающий, что теперь Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) устанавливает цены на стандартный бензин А95 и обычную солярку. Регулятор устанавливает цены по специальной формуле, согласно которой конечная стоимость топлива будет зависеть от мировых цен на рынке, курса валют, акцизов, НДС и коммерческой маржи.
Принятые поправки и, соответственно, нынешнюю роль НАРЭ многие в Молдове активно критикуют.
"Конечно, национальный регулятор в энергетике стране нужен. Как и рынок нефтепродуктов Молдовы, с моей точки зрения, требует изменений, либерализации. Каждый импортер нефтепродуктов должен иметь доступ к формированию правильных, справедливых цен на рынке. Но когда НАРЭ каждый день устанавливает цены для всех – о какой конкуренции на рынке может идти речь?.." – говорит экс-депутат парламента, бывший министр информационных технологий и связи Александр Олейник.
Однако в молдавском экспертном сообществе бытует и прямо противоположная точка зрения, расценивающая передачу НАРЭ функции ценообразования на энергетическом рынке республики в качестве некоего "предохранителя" от картельных сговоров.
"Возможно, вы помните случай 2014 года, когда в один день несколько молдавских компаний, торгующих нефтепродуктами, установили одинаковые, буквально до бана, цены, – напомнил в интервью
Sputnik Молдова доктор экономики
Михаил Пойсик. – Агентство по конкуренции тогда оштрафовало их на два миллиона леев. Дело было в августе, а уже в декабре суд последней инстанции принял решение, что это было "случайное совпадение". Понимаете?"
Пойсик утверждает, что всякий раз, когда в Молдове так или иначе отказывались от государственного регулирования, происходили картельные сговоры на энергетическом рынке, и цены на нефтепродукты устанавливались на 5-7% выше, чем у ближайших соседей, – в Румынии и на Украине.
Беда Молдовы в том, говорит экономист, что поставщиков энергоресурсов в стране можно пересчитать по пальцам, они легко договариваются между собой, монополизируют рынок и, соответственно, диктуют цены. При этом один процент в цене на нефтепродукты – "это миллионы долларов из наших карманов".
"Опять-таки напомню, что в апреле 2016-го функция регламентирования цен на сжиженный газ, бензин и дизельное топливо передали НАРЭ, и цены очень быстро пришли в соответствие с ценообразованием в регионе. А в июне того же года в парламенте продавили поправку, позволившую отпустить, так сказать, в свободное плавание цены на сжиженный газ – "с разумным уровнем рентабельности". До конца того года цены поднимались четырежды. В 2019-м это же произошло и с ценами на бензин и солярку с теми же последствиями", – утверждает экономист.
В августе нынешнего года случился очередной взмах этих "качелей", и в Молдове вновь ввели государственное регламентирование цен на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Ценообразование, по мнению Пойсика, пришло в соответствие с мировыми котировками. Нынешний рост цен в республике обусловлен колебанием цен на международных рынках. Разница только в том, отмечает экономист, что молдавские акцизы отличаются, например, от европейских.
"Молдавские акцизы (а соответственно, и цены) все еще ниже, чем в Европе. Однако Молдова взяла на себя обязательство подтянуть их до европейских, поскольку более низкие акцизы создают предпосылки для контрабанды нефтепродуктов из республики в ЕС", – сообщил Пойсик.
Он отмечает, что ныне молдавские акцизы на этот вид продуктов растут высокими темпами. И это еще один фактор, который явно не будет способствовать низким ценам на топливо в Молдове.
Экономист Сергей Робу главную причину роста цен также видит за пределами республики.
"Пандемия коронавируса создала вакуум спроса на энергоносители. Был период, когда предприятия во всем мире простаивали. Сейчас мы наблюдаем постепенный перезапуск экономик многих стран после вызванного ковидом застоя. Произошел достаточно резкий скачок спроса на энергоресурсы, и рынок предсказуемо отреагировал на это ростом цен. Понятно, что эти процессы не могли обойти Молдову стороной", – говорит эксперт.
Робу просит не забывать, что республика, не располагая собственным производством, импортирует все виды топлива. А значит, ситуация внутри Молдовы в первую очередь зависит от мировых тенденций.
"Искать внутри страны виновного в высоких ценах на топливо не совсем правильно. Цены растут во всем нашем регионе, и то, что мы наблюдаем сейчас, еще не предел. Пик спроса придется на середину-конец нынешней осени, и низких цен в этот период ждать неразумно. Позднее, вероятно, они пойдут вниз, но, думаю, ненамного..." – прогнозирует Робу.
И здесь, на его взгляд, на первый план выходит вопрос энергетической безопасности страны.
Государству следовало бы озаботиться диверсификацией видов топлива, полагает Робу. В частности – способствовать развитию биотоплива. Так, в принятой в свое время в Молдове Энергетической стратегии предполагалось, что 10% топлива в молдавской экономике будет био. Пока планы так и остались планами.
"Одним из решений проблемы могло был стать продвижение возобновляемых источников энергии во всех областях. Плюс транспортная сфера. Потенциал электрического транспорта в Молдове все еще находится в зачаточной стадии реализации. Так, например, частных автомобилей с электродвигателями в республике около полутора сотен на миллион. Понятно, что необходимо разрабатывать государственные механизмы стимулирования покупок населением электромобилей, скажем, через банковскую систему, посредством привлекательных кредитов под такого рода покупки", – считает Робу.
Он приводит в пример Европу. К 2024 году в ЕС полностью прекратится производство дизельных двигателей и автомобилей с ними. Компания BMW к 2030 году намерена производить не менее 50% электрических автомобилей во всей своей линейке, "Фольксваген" – 70%, а шведский концерн "Вольво" через десять лет и вовсе планирует полностью перейти на выпуск электромобилей.
То есть у Молдовы, говорит Робу, особых вариантов нет: придется искать принципиально новые решения, попутно ломая привычный взгляд на городской и личный транспорт и принципы его использования.