Микрофон с символикой радио Sputnik в студии - Sputnik Молдова, 1920
Подкасты
Самые острые мнения, актуальные точки зрения и комментарии слушайте в программах и подкастах Sputnik Молдова.

Известная скрипачка из Молдовы – о громком скандале и хайпе на Страдивари

Подписаться
Александра Конунова рассказала в интервью Sputnik Молдова о подробностях скандала со скрипкой Гваданини, об утке о "скрипке Страдивари", об имидже Молдовы в свете последних событий.
Известная далеко за пределами Молдовы скрипачка Александра Конунова рассказала в интервью радиостудии Sputnik подробности скандала, в который она попала из-за неверно оформленного паспорта на музыкальный инструмент конца XVIII века.
Молдавские СМИ приписали инструмент Александры Конуновой авторству великого лютье (мастер, изготавливающий струнные инструменты) Антонио Страдивари. На самом деле эта скрипка создана в 1785 году другими знаменитым мастером – Джованни Гваданини. Александру остановили в кишиневском аэропорту 22 октября. У сотрудников таможни возникли вопросы к скрипке, которую перевозила музыкант. Инструмент изъяли для проведения экспертизы и начали расследование, которое длится до сих пор.
По словам Конуновой, все необходимые документы на музыкальный инструмент были предоставлены Таможенной службе Молдовы и прокуратуре в течение нескольких дней после изъятия у нее скрипки. Однако инструмент ей до сих пор не вернули. Поговорили с Александрой Конуновой о подробностях скандала, об утечках информации из госструктур, об утке о "скрипке Страдивари", об имидже Молдовы в свете последних событий и о том, как на ней отразилась эта история.

"Скрипку до сих пор не вернули. Ее забрали 22 октября. Скоро четыре недели, как прошло. Все документы, запрошенные прокурором и Таможенной службой, были предоставлены, в том числе в оригинале, которые были и переведены, и заверены. Скрипичные сертификаты привезли в Кишинев. Этим вопросом занималась лично посол Молдовы в Женеве Татьяна Молчан", – сказала Конунова.

По ее словам, помогает и советник президента по вопросам культуры Анжела Брашовяну.

Затянувшееся следствие

В разбирательстве по этому делу, как утверждает сама музыкант, ей помогает довольно много людей. "Но тем не менее прокуратура Молдовы умудряется заниматься абсолютным произволом. Сначала они обратились к Интерполу, что, может, по протоколу и правильно, чтобы проверить, не потеряна ли скрипка, не украдена ли она и так далее. Они получили от Интерпола абсолютно резонабельный ответ, что со скрипкой все в порядке", – отметила собеседница.
На этом, как сказала Конунова, дело должно было закончиться. "Но по истечению двух недель с момента подачи петиции о выдаче скрипки прокурор Петрушка, который занимается этим делом, решил, что нужно углубиться и продолжить искать какие-то крючки, чтобы не выдавать инструмент. Поражает то, что они волнуются и заботятся о странах, входящих в Парижскую конвенцию. Потому что сейчас они подали в Интерпол вопрос о том, не представляет ли эта скрипка культурные и исторические интересы для какой-либо из этих стран", – пояснила скрипачка.
Как считает музыкант, происходит абсолютное беззаконие.

Скрипичный паспорт с сюрпризом

Как рассказала Конунова, отправляясь на концерт в Москву и зная, что на ее скрипку необходим соответствующий документ, она заблаговременно обратилась к лютье.
"Признаю, что моей проблемой стало то, что я сделала паспорт на скрипку у мастера, который, как я потом узнала, работал без лицензии и не имел права выдавать документ. Это наш местный мастер, который давно меня знает", – пояснила собеседница.
Он, по ее словам, сделал надпись о том, что инструмент представляет исторический и культурный интерес для Молдовы.
"Мне даже в голову не пришло проверить документ. Потому что скрипичный паспорт – это абсолютно рутинный документ, где просто описываются характеристики инструмента, то есть техническая часть. При вопросе на границе со стороны сотрудника таможни я абсолютно спокойно предоставила этот документ", – добавила Конунова.
Скрипачка подчеркнула, что в течение 17 лет никогда не сталкивалась с подобного рода затруднениями.

Хайп на Страдивари: как в этой истории "всплыл" великий лютье?

Как рассказала Конунова, мастер, который оформлял паспорт для скрипки, переписал то, что было написано на этикетке инструмента.
"А там написано латинскими буквами: Джованни Батиста Гваданини, сделано в Турине, тысяча семьсот и дальше непонятно, какой именно год, потому что скрипка очень старая. И снизу написано: Alumnus Antonio Stradivari. Для людей с минимальным уровнем культуры и знаниями понятно, что Alumnus означает "ученик". Гваданини хотелось, чтобы его скрипки имели хоть какое-то отношение к такому мастеру, как Антонио Страдивари. Он был его учеником", – рассказала музыкант.
По ее словам, утечка информации произошла сначала на таможне, а потом в прокуратуре. "На таможенном сервисе, потому что они были первыми, у кого оказались документы, где было надпись "Alumnus Antonio Stradivari"… А прокуратура "слила" потом имя скрипки", – сказала Конунова.
Она пояснила, что у всех скрипок, таких как Страдивари, Гварнери "дель Джезу", Гваданини, есть так называемый никнейм – инструмент называют по имени последнего солиста, который на нем играл.

"К примеру, мой "Гваданини" – "экс-Ида Левин", потому что на этой скрипке играла великая американская скрипачка Ида Левин. Это то, что делает музыкальный инструмент таким дорогим. Это история, многовековая история. Информация о том, как называется скрипка, была только у прокуратуры. Поэтому утечка произошла там", – добавила скрипачка.

Она подчеркнула, что раскрытие подобной информации нелегально со стороны правоохранительных органов.

Последствия скандала и удар по имиджу страны

Конунова рассказала, что лишилась музыкального инструмента буквально за несколько часов до выступления и вынуждена была срочно искать замену.
"Пришлось в состоянии огромного стресса искать у коллег другую скрипку, чтобы сыграть на концерте, который транслировался в прямом эфире по ТВ. Это было очень сложно", – призналась скрипачка.
После этого, как рассказала музыкант, когда она вернулась в Кишинев, у нее теплилась надежда, что скрипку ей вернут и она сможет отправиться в Норвегию, где у нее были запланированы дебютные концерты с оркестром.
"Это и для меня плохо, потому что гонорар мне никто уже не уплатит, и для агентства, которое занимается моим менеджментом, потому что могут возникнуть к ним вопросы, что за солисток они предлагают, которые вовлечены в такие скандалы… Вы знаете, сколько моих молдавских коллег, которые добились больших успехов в Лондоне, в Швейцарии, Германии, за эти четыре недели написали мне: "Александра, а как нам сейчас заезжать с нашими инструментами?" – поделилась Конунова.
По ее мнению, сложившаяся ситуация нанесла катастрофический удар. "Для меня это каждый раз как личная пощечина, потому что я Молдову знаю совершенно с другой стороны", – сказала скрипачка.
По мнению музыканта, эта ситуация просто никогда не должна была попасть в прессу, потому что такие дела нужно решать спокойно: "Никто никуда не убегал".
Лента новостей
0