Крэчун и Новый год в Молдавии – древнейшие праздники, символы и смыслы

© Sputnik / Александр Кондратюк / Перейти в фотобанкГадания и колядки
Гадания и колядки  - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Подписаться
В молдавских народных обычаях и обрядах сохранились представления о мироустройстве, силах природы и опыте взаимодействия с ней, сформировавшиеся у людей много тысяч лет назад.
Приспособившись к праздникам церковного календаря, получая при этом новое название, древнейшие обычаи продолжают существовать и сегодня. Это относится и к древнему народному празднику, посвященному солнцевороту и превратившемуся в христианский под названием Рождества Христова (наштеря домнулуй; наштеря луй Исус).
Этот народный праздник запечатлен в том числе в фольклорных произведениях, среди которых популярный урэтурэ или хэйтурэ, известный также под названием плугушор.
Румынский исследователь Бэешу пришел к выводу о тождестве этого фольклорного произведения с античной аграрной поэзией Гесиода, Гомера, Горация, Вергилия. Говоря о древности этого новогоднего обычая, он считал его гето-дакийское происхождение бесспорным, ссылаясь на мнение музыковеда Р. Гиркояшиу о том, что известный в Фессалии танец карпеа (V–VI вв. до н.э.), описанный Ксенофонтом в книге Анабасис, генетически связан с ним.
© Photo : Евгений ПаскарьДохристианский крест на древнегреческой вазе X века до н.э.
Дохристианский крест на древнегреческой вазе X века до н.э.  - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Дохристианский крест на древнегреческой вазе X века до н.э.

Древние календари

Земледельческие календари, как считают некоторые исследователи, существовали еще в Трипольской культуре, то есть в VI-III тысячелетиях до н.э. Уже в те времена сформировались представления о смене календарных циклов и, не исключено, появились праздники.
Известно, что как минимум в первом тысячелетии до н.э. на территории старой Дакии использовались огромные санктуары-календари. Как сообщает молдавский этнограф Ю. Попович, эти оригинальные календари делили год на 360 дней и 12 месяцев, которые, в свою очередь, включали по 5 периодов из 6 дней каждый.
Римляне до введения январского календаря новый год начинали в марте – этот весенний месяц был посвящен богу Марсу – покровителю земледелия и скотоводства, богу весны и оплодотворения. Впоследствии в классическую эпоху Марс стал считаться богом войны.
© Photo : Евгений ПаскарьДионис. Античная скульптура. Греция
Дионис. Античная скульптура. Греция - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Дионис. Античная скульптура. Греция
Как у римлян, так и у славян в древности новый год начинался весной. О весеннем начале нового года, связанного с периодом пробуждения природы и началом полевых работ, свидетельствуют многочисленные новогодние обряды, непосредственно связанные с этим периодом.

Древние обряды и культы

Один из сохранившихся в Молдавии аграрных обрядов и культов – это почитание быка. Известно, что в трипольской зоопластике преобладают фигурки быков. Специалисты давно указывали на культовую принадлежность фигурок, подчеркивая в этом ведущую роль быка, олицетворяющего творческие силы природы. Статуэтки животных, подобно женским изображениям, имели прямое отношение к культу плодородия. Образ быка в Триполье также связывают с культом богини плодородия и рассматривают статуэтки животных как культовое изображение, посвященное ей.
Этот культ весьма практический, о чем свидетельствуют многочисленные пиктографические росписи трипольской керамики, сохранившиеся до наших дней. Большой интерес представляет сосуд, найденный из Тыргу-Окна-Подий, где в центральном поясе пиктограммы неба и воздушного пространства изображен один единственный знак: бычья голова с необыкновенным кругом между рогами. В круге же крест – фигура, образованная четырьмя лучами.
© Photo : Евгений ПаскарьСолнечная символика Трипольской культуры
Солнечная символика Трипольской культуры - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Солнечная символика Трипольской культуры
Число четыре у многих народов, в том числе у молдаван, считалось магическим: понятие о четырех стихиях, четырех временах года, четырех сторонах света. Два последних значения тесно связывали число четыре с культом Солнца.

Миф о похищении Европы в Трипольской культуре

Археологам хорошо известен найденный в Бильче Злоте относящийся к Трипольской культуре амулет, где на костяной пластине в форме головы быка изображена женщина с поднятыми руками, в позе Оранты. Историк Б. Л. Богаевский (30-е годы XIX века) видел в ней Зевса, похищающего Европу, а также миф о Минотавре и Пасифее.
Поскольку тело изображенной на кости женщины состоит из нескольких треугольников, а нижняя часть похожа на ромб, несомненно, как считает Ю. Повпович, что в целом это обозначает символ Матери-земли. Солнце изображено в виде рогов быка, к которым привязана веревка качелей.
Крайне интересно сочетание здесь еще одного символа, выступающего как единство: женщина качается на веревке качелей. В разных культурах древнего мира существует поразительное сходство мотива качелей. Вероятно, это не просто украшение, а магический символ, предположительно, плодородия.
© Photo : Евгений ПаскарьСакральный символизм Трипольской культуры
Сакральный символизм Трипольской культуры - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Сакральный символизм Трипольской культуры
В классической Греции, в частности, в Афинах, во время ежегодных весенних праздников Диониса – Антестерий – существовал обычай айора. Его участники в такт песни Алетис раскачивали женские статуэтки. Сохранилось несколько расписных ваз с изображением женщины на качелях. На одной из них (V век до н.э.) вместе с качающейся женщиной изображен сатир и след надписи Але(тис) – это свидетельствует о дионисическом характере обряда.
Аналогичные обряды сохранились до недавнего времени у восточнороманских народов и их соседей. В Молдавии, например, в различные весенние праздники (Пасха, Троица, русалий и т.д.) парни раскачивали своих девушек на специальных качелях в центре селения. По объяснению крестьян, "это обеспечивает высокий урожай зерновых".
Таким образом, на определенной стадии развития религиозных представлений о быке обряды почитания его в более поздние эпохи в основном стали проводиться на Новый год там, где в наибольшей полноте сохранилась магия плодородия.

Рождение древних богов 25 декабря

Давно установлено, что почти все народы северного полушария с незапамятных времен праздновали рождение своих божеств в последние дни декабря. Согласно мифам, Дионис был рожден девственницей Семелой 25 декабря. Каждые четыре года в этот день обычно начинались торжества по образцу празднеств, проводимых в честь Зевса на Олимпе и Посейдона на Коринфе. Египетский бог Гор, сын Исиды и Озириса, был якобы зачат в марте и родился в конце декабря.
© Photo : Репродукция: Евгений ПаскарьБогородица и Исус Христос. Икона в Греческой церкви в Константинопле.
Богородица и Исус Христос. Икона в Греческой церкви в Константинопле. - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Богородица и Исус Христос. Икона в Греческой церкви в Константинопле.
Известно, что в Александрии в ночь с 24 на 25 декабря в ходе торжественной процессии проносили прообраз "христианской мадонны" – статую "девы с младенцем" – лунно-солнечную группу – Исиду-Гора. Зороастрийский спаситель Саошьяант появился на свет зимой в горах Персии, рожденный девственницей. Древнейшие предания, существовавшие за пять столетий до появления христианства, рассказывают о чудесном рождении Будды девственницей 25 декабря. Рождение Митры, этой ипостаси Солнца, также отмечалось 25 декабря. В римском календаре этот день назывался Notalis invicti – рождество непобедимого. С теми же днями связано рождение Фрейра, сына Одина и Фригги, а также славянского бога Коляды. Такие же параллели встречаются в мифологии других народов, в том числе Америки.
© Photo : Репродукция: Евгений ПаскарьПоклонение волхвов рожденному Христу. Фрагмент картины XVII в. Коллекция Национально художественного музея (Кишинев).
Поклонение волхвов рожденному Христу. Фрагмент картины XVII в. Коллекция Национально художественного музея (Кишинев). - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Поклонение волхвов рожденному Христу. Фрагмент картины XVII в. Коллекция Национально художественного музея (Кишинев).
Очевидно, декабрьская дата рождения божеств установилась под влиянием праздника зимнего солнцестояния, проводившегося, как правило, 25 декабря и знаменующего начало нового цикла, связанного с началом постепенного укорачивания ночи и как бы возрождением Солнца.
Так, у разных народов результатом тысячелетних наблюдений явились мифы о рождении солнца, которые христиане IV века отождествляли с мифом о рождении Христа. Император Константин и его теологи, поставив христианскую церковь в начале IV века на службу империи, быстро приспособили к новому культу древнюю солнечную символику.
© Photo : Евгений ПаскарьНимб в форме креста - древнейший солярный символ
Нимб в форме креста - древнейший солярный символ - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Нимб в форме креста - древнейший солярный символ
Став при Константине в IV веке государственной религией, христианство приспособило этот праздник к своим целям, переработав и переняв отдельные его черты. Праздник "рождения спасителя" был перенесен христианством с 6 января на дни зимнего солнцеворота, чтобы привести в полное соответствие с древним Natalis solis invicti (рождество непобедимого Солнца).
Сын императора Константина — Констанций одним из первых своих декретов повелел закрыть языческие храмы и запретил жертвоприношения языческим богам. На месте языческих возникали теперь христианские храмы. Уже к концу IV века христианская церковь отмечала рождество Иисуса Христа 25 декабря почти повсеместно. И с тех пор эта дата закрепилась за христианским праздником Рождества. Так происходил процесс наслоения христианства и замещения им смыслов и символики зимнего праздника солнцеворота в том числе.

Солнечные символы и Крэчун

В этой связи обратим внимание на особенности возникновения и развития праздника Крэчун у восточнороманских народов после принятия ими христианства и на сходство праздников Рождества и Нового года.
В Молдавии праздник зимнего солнцеворота известен под названием Крэчун. Это имя, вероятно, было заимствованно у соседей-славян, у которых один из богов Карачун был способен вызывать плодородие и урожай земли в предстоящем солнечном году. В нем люди как бы видели спасение от зимнего мрака. С другой стороны, этот праздник объединял культ умерших и предков.
© Photo : Репродукция: Евгений ПаскарьСолнечные культы Даков. Фрагмент картины из коллекции Музея военной истории (Кишинев).
Солнечные культы Даков. Фрагмент картины из коллекции Музея военной истории (Кишинев). - Sputnik Молдова, 1920, 25.12.2021
Солнечные культы Даков. Фрагмент картины из коллекции Музея военной истории (Кишинев).
Этот праздник в Молдавии включал ритуал почитания земного наместника небесного светила – огня. Обрядовые действия с огнем на празднике Крэчун содержали представления о его магической силе и безграничной возможности воздействия на плодородие, болезни, на злых духов и даже любовь.
Таким образом, главная особенность праздника Крэчун состоит в почитании Солнца, его земного наместника огня и умерших родителей. В этом заключается отличие праздника Крэчун от Нового года, обряды которого приурочены к весеннему пробуждению природы и началу работ крестьян. Однако эти обряды взаимосвязаны, составляя единый цикл новогодних праздников.
Лента новостей
0