https://md.sputniknews.ru/20220110/ekspert-miny-zamedlennogo-deystviya-47904245.html
Эксперт: по всей Молдове разбросаны три тысячи "мин" замедленного действия
Эксперт: по всей Молдове разбросаны три тысячи "мин" замедленного действия
Sputnik Молдова
Продолжающая ветшать инфраструктура – главный тормоз в развитии всей республики
2022-01-10T21:14+0200
2022-01-10T21:14+0200
2022-01-10T21:20+0200
общество
в молдове
дороги
водоснабжение
инфраструктура
аналитика
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e6/01/09/47875830_0:114:3072:1842_1920x0_80_0_0_4d89cfae398610941af492af21592b64.jpg
КИШИНЕВ, 10 янв — Sputnik. Неожиданно рухнувшие на кишиневском виадуке столбы электропередачи в очередной раз закономерно возбудили в обществе опасения о вероятности потенциальных техногенных катастроф в Молдове.Объяснения причин аварии – "из-за обработки в холодное время года агрессивными для металла веществами столбы подверглись эрозии" – конечно, никого не удовлетворили и не успокоили.Масла в огонь подлил и столичный градоначальник Ион Чебан, заявивший: около 30 тысяч столбов в Кишиневе – в очень плохом состоянии.И многие задались вопросом: если линии электропередачи в столице не обновлялись с начала восьмидесятых годов прошлого века, то что твориться с инфраструктурой во всей республике?"Инфраструктуру в Молдове даже во времена СССР нельзя было назвать развитой, – говорит в интервью Sputnik Молдова экономический эксперт Вячеслав Ионицэ. – У довольно большого числа людей не было доступа, скажем, к централизованному водоснабжению или канализации. А в первые 15 лет после распада Союза в инфраструктуру республики и вовсе не вложили ни бана, чем фактически ее угробили".По мнению Ионицэ, два самых красноречивых примера, иллюстрирующих плачевную ситуацию с молдавской инфраструктурой, – водоснабжение и дороги. Последние, говорит эксперт, в первые полтора десятка лет независимости исчезали в Молдове со "скоростью" 40 километров в год.С другой стороны, с 1970 года по сегодняшний день количество личных автомобилей в Молдове увеличилось почти в 50 раз – с 15 000 до 700 000. Общая же протяженность дорог за тот же период росла куда скромнее, увеличившись с семи до девяти тысяч километров (речь в данном случае только о правом береге Днестра).Нетрудно представить, насколько огромна ныне нагрузка на дорожную сеть в стране, особенно учитывая, что 40% автомобильного трафика всей Молдовы приходится на один процент ее территории – Кишинев."Мы начали выделять на дороги более или менее адекватные деньги только с 2010 года, когда, не в последнюю очередь, под давлением иностранных партнеров поменялся сам принцип. Тогда было принято решение, что 80% акцизов от нефтепродуктов пойдут на содержание дорог, плюс был повышен дорожный сбор с автовладельцев с той же целью. Внешние доноры, выделяя Молдове деньги на дорожное строительство, требуют изыскивать внутренние средства на поддержание уже существующих дорог", – утверждает эксперт.Кроме того, в европейской Молдове в 21 веке огромное количество людей выходит куда-то в дальний конец двора, чтобы воспользоваться туалетом."Деньги на развитие водоснабжения и канализации можно предусмотреть в тарифах для населения. Местные власти республики, долгое время отвечавшие за этот вопрос, сплошь занимались политиканством, напрочь отказываясь даже минимально поднимать тарифы, боясь, что на следующих выборах их "прокатят". В итоге проиграл избиратель, который в огромном количестве населенных пунктов Молдовы продолжает ходить в туалет на улицу", – рисует грустную картину Ионицэ.Эксперт отмечает: каждое молдавское правительство (без разницы – левое, правое, центристское), вставая перед дилеммой, заплатить ли пенсии и зарплаты или вложить деньги в инфраструктуру, неизменно и вынужденно выбирало первое.К слову, когда свое время в Румынии попытались урезать пенсии в пользу инфраструктурных проектов, люди моментально вышил на улицы, и ситуацию пришлось отыграть назад. "Инфраструктура на митинг, к сожалению, не выйдет", – иронизирует Ионицэ.То есть получается, подсчитывает Ионицэ, что из уже утвержденных денег на поддержание и развитие инфраструктуры за семь лет было потеряно как минимум 20 миллиардов леев.И нет, считает эксперт, главные риски такого положения дел – далеко не в потенциальных техногенных катастрофах, хотя их, разумеется, тоже со счетов списывать нельзя."В этой ситуации самая большая потеря в том, что инвестиционные затраты в Молдове примерно на 30% больше, чем в других странах региона. Образно говоря, если я хочу построить в республике завод, то мне потребуются вложения на треть больше, чем в любой нормальной стране. Потому что помимо завода я должен буду строить то, что должно было уже существовать, но чего нет – коммуникации для подключения к воде, газу, электричеству", – утверждает экономист.И проблема эта универсальная. Так, скажем, молдавские водители, по данным, которыми оперирует Ионицэ, ежегодно тратят на бензин и запчасти дополнительные полтора-два миллиарда леев. Причина? Исключительно в "убитых" дорогах.Вывод, который делает эксперт прост: убогая инфраструктура – главный тормоз развития Молдовы.Однако, если вернуться к конкретным столбам, упавшим на виадуке в Кишиневе, – есть ли хоть какая-то уверенность, что завтра не рухнет сам виадук?И если за состоянием столичного виадука, хотя бы теоретически, следит Агентство по техническому контролю индустриальных объектов, то "квотчики" дамб, просто не отдают себе отчета в том, какие потенциально опасные сооружения находятся в их собственности."И никто в стране вам не ответит, что может произойти с любой из дамб", – сетует Ионицэ.Напомним, что в Кишиневе 9 января на Виадуке упали несколько столбов линий электропередач. Как объяснили в управлении электротранспорта, один из троллейбусов зацепил стальной трос, который держали столбы, из-за чего опоры упали на дорогу. В результате инцидента никто не пострадал.
https://md.sputniknews.ru/20200623/kak-izmenilas-infrastruktura-moldovy-za-poslednie-30-let-mnenie-eksperta-30669587.html
https://md.sputniknews.ru/20220109/viaduk-stolby-trolleybusy-47874331.html
Sputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Новости
ru_MD
Sputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e6/01/09/47875830_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_e95ba20f0d916f3a2d9dea30e024419c.jpgSputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
в молдове инфраструктура дороги техногенная катастрофа
в молдове инфраструктура дороги техногенная катастрофа
Эксперт: по всей Молдове разбросаны три тысячи "мин" замедленного действия
21:14 10.01.2022 (обновлено: 21:20 10.01.2022) Продолжающая ветшать инфраструктура – главный тормоз в развитии всей республики, считает экономист Ионицэ.
КИШИНЕВ, 10 янв — Sputnik. Неожиданно рухнувшие на кишиневском виадуке столбы электропередачи в очередной раз закономерно возбудили в обществе опасения о вероятности потенциальных техногенных катастроф в Молдове.
Объяснения причин аварии – "из-за обработки в холодное время года агрессивными для металла веществами столбы подверглись эрозии" – конечно, никого не удовлетворили и не успокоили.
Масла в огонь подлил и столичный градоначальник Ион Чебан, заявивший: около 30 тысяч столбов в Кишиневе – в очень плохом состоянии.
И многие задались вопросом: если линии электропередачи в столице не обновлялись с начала восьмидесятых годов прошлого века, то что твориться с инфраструктурой во всей республике?
"Инфраструктуру в Молдове даже во времена СССР нельзя было назвать развитой, – говорит в интервью Sputnik Молдова экономический эксперт Вячеслав Ионицэ. – У довольно большого числа людей не было доступа, скажем, к централизованному водоснабжению или канализации. А в первые 15 лет после распада Союза в инфраструктуру республики и вовсе не вложили ни бана, чем фактически ее угробили".
По мнению Ионицэ, два самых красноречивых примера, иллюстрирующих плачевную ситуацию с молдавской инфраструктурой, – водоснабжение и дороги. Последние, говорит эксперт, в первые полтора десятка лет независимости исчезали в Молдове со "скоростью" 40 километров в год.
"Признано, что на то, чтобы только поддерживать уже существующие дороги в стране в надлежащем состоянии, нужно вкладывать 1,1-1,2% от ВВП в год. В Молдове за минувшие тридцать лет на эти цели никогда не выделялось больше 0,4%, то есть в лучшем случае в три раза меньше необходимого минимума. При этом, как вы понимаете, о строительстве новых дорог, о развитии, речь не идет", - говорит Ионицэ.
С другой стороны, с 1970 года по сегодняшний день количество личных автомобилей в Молдове увеличилось почти в 50 раз – с 15 000 до 700 000. Общая же протяженность дорог за тот же период росла куда скромнее, увеличившись с семи до девяти тысяч километров (речь в данном случае только о правом береге Днестра).
Нетрудно представить, насколько огромна ныне нагрузка на дорожную сеть в стране, особенно учитывая, что 40% автомобильного трафика всей Молдовы приходится на один процент ее территории – Кишинев.
"Мы начали выделять на дороги более или менее адекватные деньги только с 2010 года, когда, не в последнюю очередь, под давлением иностранных партнеров поменялся сам принцип. Тогда было принято решение, что 80% акцизов от нефтепродуктов пойдут на содержание дорог, плюс был повышен дорожный сбор с автовладельцев с той же целью. Внешние доноры, выделяя Молдове деньги на дорожное строительство, требуют изыскивать внутренние средства на поддержание уже существующих дорог", – утверждает эксперт.
Кроме того, в европейской Молдове в 21 веке огромное количество людей выходит куда-то в дальний конец двора, чтобы воспользоваться туалетом.
"Деньги на развитие водоснабжения и канализации можно предусмотреть в тарифах для населения. Местные власти республики, долгое время отвечавшие за этот вопрос, сплошь занимались политиканством, напрочь отказываясь даже минимально поднимать тарифы, боясь, что на следующих выборах их "прокатят". В итоге проиграл избиратель, который в огромном количестве населенных пунктов Молдовы продолжает ходить в туалет на улицу", – рисует грустную картину Ионицэ.
Эксперт отмечает: каждое молдавское правительство (без разницы – левое, правое, центристское), вставая перед дилеммой, заплатить ли пенсии и зарплаты или вложить деньги в инфраструктуру, неизменно и вынужденно выбирало первое.
К слову, когда свое время в Румынии попытались урезать пенсии в пользу инфраструктурных проектов, люди моментально вышил на улицы, и ситуацию пришлось отыграть назад. "Инфраструктура на митинг, к сожалению, не выйдет", – иронизирует Ионицэ.
"За последние семь лет после того, как с стране произошла кража миллиарда, ни в один год государственный бюджет в Молдове не исполнялся. Размер этого неисполнения – где-то 3-3,4 миллиарда леев ежегодно. Всякий раз расходы приходилось урезать, и угадайте, за счет чего... Правильно, почти исключительно за счет инфраструктуры", – говорит экономист.
То есть получается, подсчитывает Ионицэ, что из уже утвержденных денег на поддержание и развитие инфраструктуры за семь лет было потеряно как минимум 20 миллиардов леев.
И нет, считает эксперт, главные риски такого положения дел – далеко не в потенциальных техногенных катастрофах, хотя их, разумеется, тоже со счетов списывать нельзя.
"В этой ситуации самая большая потеря в том, что инвестиционные затраты в Молдове примерно на 30% больше, чем в других странах региона. Образно говоря, если я хочу построить в республике завод, то мне потребуются вложения на треть больше, чем в любой нормальной стране. Потому что помимо завода я должен буду строить то, что должно было уже существовать, но чего нет – коммуникации для подключения к воде, газу, электричеству", – утверждает экономист.
И проблема эта универсальная. Так, скажем, молдавские водители, по данным, которыми оперирует Ионицэ, ежегодно тратят на бензин и запчасти дополнительные полтора-два миллиарда леев. Причина? Исключительно в "убитых" дорогах.
Вывод, который делает эксперт прост: убогая инфраструктура – главный тормоз развития Молдовы.
Однако, если вернуться к конкретным столбам, упавшим на виадуке в Кишиневе, – есть ли хоть какая-то уверенность, что завтра не рухнет сам виадук?
"Скажу вам больше. Сегодня по всей Молдове разбросаны три тысячи мин замедленного действия. Называются они "озера и дамбы". Дошло до смешного: у каждого молдавского озера сейчас по нескольку собственников, включая жителей ближайших сел, которыми участки земли (и, что важно, технические сооружения на них) приватизированы в рамках долевого участия", – подчеркивает Ионицэ.
И если за состоянием столичного виадука, хотя бы теоретически, следит Агентство по техническому контролю индустриальных объектов, то "квотчики" дамб, просто не отдают себе отчета в том, какие потенциально опасные сооружения находятся в их собственности.
"И никто в стране вам не ответит, что может произойти с любой из дамб", – сетует Ионицэ.
Напомним, что в Кишиневе 9 января на Виадуке упали несколько столбов линий электропередач. Как объяснили в управлении электротранспорта, один из троллейбусов зацепил стальной трос, который держали столбы, из-за чего опоры упали на дорогу. В результате инцидента никто не пострадал.