Кишинев люди город - Sputnik Молдова, 1920
Общество
Читайте главные новости о том, что происходит в общественной жизни Молдовы и мира.

Как уроженец Бессарабии после Мировой войны денацифицировал Вену

© Sputnik / Семен РаскинКрасное знамя над Веной, 1945 год
Красное знамя над Веной, 1945 год - Sputnik Молдова, 1920, 09.05.2022
Подписаться
Кем был генерал-лейтенант Лебеденко и почему он вошел в историю – в материале Игоря Иваненко.
"Черного кобеля не отмоешь добела!" – этой фразой советский комендант послевоенной Вены ответил на реплику австрийского министра юстиции, что бывшие нацистские руководители заслуживают снисхождения и по этому могут быть освобождены от репрессий. Звали этого коменданта Никита Лебеденко и важным для нас обстоятельством является то, что он являлся уроженцем Молдавии, а также сподвижником легендарного бессарабца Григория Котовского.
Слова, процитированные выше, были произнесены Лебеденко в мае 1946 года на заседании Межсоюзной комендатуры австрийской столицы. Дело в том, что после окончания Второй мировой войны Австрия подверглась оккупации держав Антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритании и Франции). Соответственно, вся ее территория, так же как и столица, была поделена на 4 оккупационных сектора. В 1945-1948 годах наш земляк являлся комендантом (как говорили австрийцы – военным губернатором) советского сектора Вены.
То был очень сложный период, когда в Австрии проходил сложный процесс искоренения нацистской идеологии, приверженцы которой повинны в самой страшной войне за историю человечества.
Вот как характеризовал генерал-лейтенанта Лебеденко его сотрудник по венской комендатуре.
"Полуграмотным восемнадцатилетним юношей сын крестьянина-бедняка села Новые Кирганы, на Молдавщине, Никита Лебеденко уходит в отряд Котовского. Горячие кавалерийские атаки. До дерзости смелые разведки. Недаром Котовский, отнюдь не щедрый на награды, представляет молодого Лебеденко к двум орденам Красного Знамени и вручает ему свою серебряную саблю, которую по сей день свято хранит генерал-лейтенант.
Потом бесконечно трудная, упорная учеба в академии имени Фрунзе. Трудная уже хотя бы по одному тому, что за душой у Лебеденко числился то ли один, то ли два класса сельской школы.
Затем тяжелая война в снегах Финляндии. Непрерывные бои на фронтах последней войны: Подмосковье, Сталинград, Берлин. Золотая Звезда Героя Советского Союза за Сандомирскую операцию. Комендатура Дрездена. Вена".
Когда смотришь на фото Никиты Лебеденко, бросается в глаза поразительное сходство с Григорием Котовским, под началом которого будущий генерал-лейтенант начинал свою карьеру. Такая же большая и гладко выбритая голова, крупное и статное телосложение. А еще он сильно напоминал своего знаменитого земляка темпераментом и характером: импульсивен, решителен, жизнелюбив, но в то же время очень въедливый и безмерно обаятельный.
Григорий Иванович Котовский - Sputnik Молдова, 1920, 07.11.2020
Общество
Котовский – "бандит романтик" и основатель Второй Молдавской республики
Руководство венской комендатурой, по признанию самого же генерала Лебеденко, стало самым сложным этапом его насыщенной карьеры. Ведь в этом качестве ему пришлось заниматься не столько военными делами, сколько вопросами политическими.
Советский военный контингент в Австрии был наиболее многочисленным и состоял из четырех гвардейских армий. Войска располагались закрытыми гарнизонами почти во всех городах, включая Вену.
В подчинении советского коменданта австрийской столицы находилось 11 районных комендатур. Значительный аппарат позволял ему решать широкий круг вопросов: от расчистки и благоустройства города, выдачи пайков до контроля над политическими процессами.
Весной 1945 года, еще до прибытия Лебеденко в Австрию, там начало формироваться законодательство по денацификации этой страны. Национал-социалистическая рабочая партия (НСДАП) запрещалась, все ее бывшие члены подлежали регистрации. Нацистские военные преступники подвергались уголовным наказаниям, конфискации имущества. Активные функционеры НСДАП, а также члены военных союзов направлялись на исправительные работы, лишались пенсии, права на профессиональную деятельность. Менее активные нацисты должны были платить "искупительный налог", лишались политических прав.
Тем не менее механизм денацификации Австрии разворачивался с большим трудом. Сказывалась широкая социальная база национал-социалистических взглядов в австрийских землях во время войны. Это определялось в целом терпимым отношением австрийцев к "Аншлюсу", высокой степенью интеграции в социально-экономическую систему гитлеровской Германии.
Именно данным обстоятельством и было вызвано высказывание Лебеденко, с которого началось это повествование. В ответ на заверения австрийского чиновника, что денацификация идет успешно, советский комендант возразил, что из 6,9 тысячи арестованных на тот момент активных членов НСДАП более трети освобождены без какого-либо судебного разбирательства, из 1934 нацистов, интернированных в трудовые лагеря, 1127 выпущены на свободу.
Генерал-лейтенант прямо усомнился в объективности австрийских судей, а еще обвинил местные власти в создании "санаторных условий" для нацистов в местах лишения свободы.
Относительно хода денацификации государственных учреждений Лебеденко зачитал следующую заметку из австрийской левой прессы.
Фрау Марта Обертас не была в своем учреждении с момента господства в Вене гитлеровцев. Войдя в свой прежний отдел, она оглядела всех чиновников и, не найдя среди них ни одного нового лица, приветствовала сослуживцев: "Хайль Гитлер!" Сотрудники зашикали на нее. "В чем дело? – удивилась Марта Обертас. – Я не вижу ничего предосудительного в моем приветствии. Ведь здесь сидят все те же лица. Ничего не изменилось. Ровно ничего"...
Однако Никита Лебеденко не только критиковал, но в меру своих возможностей проводил денацификацию австрийской столицы.
Марш латвийских легионеров, архивное фото - Sputnik Молдова, 1920, 28.01.2019
Ростки фашизма – почему они пробиваются сквозь XXI век в Европе
В Вене активнее всего функционировали народные суды над нацистскими преступниками, для перевоспитания бывших сотрудников СС, гестапо (за исключением женщин-писарей), тайной полевой полиции, окружных руководителей НСДАП и ряда подобных категорий были созданы трудовые лагеря. Последние внесли вклад в расчистку столицы от завалов, восстановление инфраструктуры.
Советской военной администрацией организовывалась работа по изъятию из австрийских учебных заведений нацистской учебной литературы.
Безусловно, в комендантской работе Лебеденко были и более приятные свершения: бесперебойное снабжение города продуктами питания, начало восстановления знаменитой Венской оперы, починка мостов через Дунай, разрушенных нацистами, и даже организация первой послевоенной рождественской елки для венской детворы.
Тем не менее без непопулярной и трудной работы по очищению Вены от остатков нацизма вряд ли состоялась бы современная миролюбивая и по-настоящему нейтральная Австрийская Республика. Внеблоковый статус этой страны, непримиримое отношение австрийцев к попыткам оправдания нацизма во всех его проявлениях является образцом для многих стран Европы, в том числе и для Республики Молдова.
Лента новостей
0