БАМу - 50: о молдавском вкладе в строительство магистрали, лютых морозах и энтузиазме
13:05 08.07.2024 (обновлено: 13:44 08.07.2024)
© Sputnik / OsmatescoБАМу - 50: о молдавском вкладе в строительство магистрали, лютых морозах и энтузиазме
© Sputnik / Osmatesco
Подписаться
Эксклюзив
О том, как строили БАМ 50 лет назад, рассказал непосредственный участник тех событий Александр Скобелев.
КИШИНЕВ, 8 июл – Sputnik. Полвека назад в этот день был дан официальный старт строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – знаменитому БАМу. О том, какой вклад в грандиозную советскую стройку внесла молодежь советской Молдавии, Sputnik Молдова рассказал бывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев.
© Sputnik / OsmatescoБывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев
Бывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев
© Sputnik / Osmatesco
Решение возобновить полноценное строительство Байкало-Амурской магистрали было принято в 1974 году. В апреле с XVII съезда ВЛКСМ был отправлен первый отряд, а в октябре принято решение о первом финансировании.
© Sputnik / OsmatescoБывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев
Бывший завсектором ударных комсомольских строек ЦК комсомола МССР Александр Скобелев
© Sputnik / Osmatesco
По словам Скобелева, тем первопроходцам пришлось труднее всего.
"В Братске, в Сургуте, в Новом Уренгое... Весело было, когда мороз -45 градусов", – смеется он, подчеркивая, что БАМ был "самой грандиозной стройкой за всю историю Советского Союза".
Перебирая черно-белые фотографии, с гордостью демонстрирует Александр Скобелев целое панно из памятных и наградных значков, полученных за участие в строительстве БАМа.
"Там нужны были все", – говорит он.
© Sputnik / OsmatescoБАМу 50 лет
БАМу 50 лет
© Sputnik / Osmatesco
Активно участвовала в строительстве магистрали и молдавская молодежь. Каждый год на БАМ из Кишинева отправлялся целый эшелон.
"Каждый год мы отправляли эшелон – это минимум 11 вагонов. Если даже только лежачие места, а 55 мест в вагоне плацкартном, то есть это 550 человек", – вспоминает Скобелев.
© Sputnik / OsmatescoБАМу 50 лет
БАМу 50 лет
© Sputnik / Osmatesco
Отряд назывался "Молодогвардеец", была у него и своя отрядная песня – умевших хорошо играть на гитаре в те времена было много, пели и сочиняли дружно.
© Sputnik / OsmatescoБАМу 50 лет
БАМу 50 лет
© Sputnik / Osmatesco
Однако не нужно думать, что поездка на БАМ была увеселительной прогулкой: работать приходилось в суровых условиях, засучив рукава. Но и оплачивался честный труд по-честному.
"Оплата этого нелегкого труда была гарантирована государством. И действовали коэффициенты – северные, БАМовские. Фактически получали тройную зарплату", – говорит Александр Скобелев.
Он особо подчеркивает: никто никого силой на стройку не отправлял. Дело было добровольное, и вели молодежь вперед энтузиазм и желание созидать.
В России 8 июля – это официальный праздник, День строителя БАМа.