КИШИНЕВ, 10 июн — Sputnik. Сергей Цуркану. Три башни на холме. Кишиневцам, рожденным до конца 80-х годов прошлого века, не нужно объяснять, о чем идет речь. Стоящие на Пушкинской горке металлические конструкции венчали четырехлепестковые короны-антенны, и башни были видны практически с любой точки города. В них даже была своеобразная эстетика — ночью они подсвечивались лампочками. Они были чуть ли не одним из символов города.
Сложно объяснить современному человеку, непрерывно "висящему" в интернете и мотающемуся "по Европам и Азиям", предназначение этих конструкций. А оно было исключительно простым и вместе с тем идеологическим — перекрытие сигнала западных радиостанций шумом. Более того, подобные башни стояли во всех крупных городах СССР, заботливо прикрывая мозги жителей от тлетворной западной пропаганды.
Впрочем, работали они не на все 100 — ребенком я умудрялся слушать на коротких волнах прорывающиеся из-за кордона передачи, сквозь хрип и шум монструозных "глушилок" можно было перехватить песню Sex Pistols, анекдот про Брежнева или истории про Гулаг.
Не во всем Советском Союзе население отнеслось с равнодушием к подобной идеологической заботе государства. В Минске, в 60-е годы, местный юноша, впечатлившись отсутствием гласности, собирался взорвать местные башни, почти как Максим Каммерер из ненаписанного еще Стругацкими "Обитаемого острова". Однако молодой человек больше болтал чем делал, поэтому закончил "закономерно" — десятью годами пребывания в промерзлой местности и в окружении уже не башен, но вышек.
После распада СССР никто не сохранил башни в надежде на то, что они будут работать по назначению. Практически везде их снесли, или переделали в ретрансляторы телевидения, радио и антенны мобильной связи.
Шаповалов: смешно блокировать любые интернет-ресурсы>>>
Интересно, что, если в советское время вплотную к ним подобраться было, разумеется, невозможно, то и сейчас возле остатков кишиневской "башни-глушилки", расположен некий военный объект, откуда грозный часовой гонит любопытствующих.
Такова судьба осколков времен холодной войны. И то, что осталось от "глушилок" — это не просто груда металла, но и памятник открытому миру и гласности, о которых всегда мечтали люди разных народов. А что получилось в итоге — тема уже для другой статьи.