Еще десять лет назад вряд ли кому-то могло прийти в голову, что у такой маленькой и бедной восточноевропейской страны, как Молдова, появится автомобилестроение. Конечно, гигантами мирового автопрома мы не стали, но свою лепту вносим, уверен участник программы "Экспертиза".
В Молдове сегодня работают порядка 20 компаний, производящих различные детали для автомобилей, которые затем отправляют на экспорт. Для обеспечения производства ежегодно в страну импортируется около 1000 наименований различных автомобильных компонентов на сумму порядка 600 млн евро.
Действительно, молдавский автопром активно развивается и занял свою нишу в экономике страны. Но проблема в том, что это – производство с низкой добавленной стоимостью, отметил Дмитрий Калак.
"Да, у нас растет экспорт продукции автомобилестроения, но у нас также растет импорт в этой сфере. Работа на аутсорсинге предусматривает то, что к нам завозят определенные компоненты, здесь с ними производят несложные операции, а затем они вывозятся обратно", - сказал он.
Проще говоря – в Молдову завезли детали, которые затем с помощью дешевой рабочей силы и энергоресурсов собрали в узлы и отправили обратно за рубеж.
И если в ближайшей перспективе в республике, допустим, зарплаты рабочих или тарифы на электроэнергию будут доведены до европейского уровня, то Молдова перестанет быть привлекательной для иностранных инвесторов, которые свернут свое производство.
Но есть и вторая сторона медали, считает Калак, ведь мы получим опыт, знания и понимание рынка.
И от того, как дальше ими распорядимся, во многом будет зависеть успех страны.
"Взять ту же Польшу - она проходила через этап аутсорсинга в текстильной отрасли, когда многие предприятия шили по заказам итальянских и французских компаний. Но этот период был довольно непродолжительным. Очень скоро польские компании набрали опыта, денег и перешли на выпуск собственной продукции", - заключил он.
То же нужно делать и нам, считает эксперт. Чтобы количественный экономический рост перешел в качественный, в Молдове необходимо не увеличивать численность компаний, работающих на аутсорсинге, а создавать конечные продукты с высокой добавленной стоимостью, которые можно было бы продавать и на внутреннем, и на внешнем рынках.