КИШИНЕВ, 2 мар - Sputnik, Олеся Корчинская. По современным международным стандартам автомобили из категории ретро – это, как правило, машины старше 30 лет. А вот насколько интересен коллекционерам определённый ретромобиль, зависит от того, в каком количестве он был выпущен и насколько редким является этот транспорт. Есть отдельные категории автомобилей, интересные коллекционерам, например, авто, созданные в начале прошлого века, автомобили довоенного периода, периода времен войны, и, наконец, послевоенного периода. Приблизительно так они классифицируются, по словам президента клуба "Авто Ретро Тюнинг" Влада Думанова.
Для любителей старинных авто проблемой номер 1 долгое время были сложности с ввозом таких автомобилей в республику. Как рассказал Влад Думанов, было проще найти среди металлолома какую-то машину, чем ввезти нечто раритетное в страну. Существовал строгий закон о запрете ввоза автомобилей старше определенного срока. Ретромобилей как транспортного средства для этого закона просто не существовало, хотя во всем мире они общепризнаны. Наконец, в прошлом году удалось принять изменения в закон и это позволило ввозить старинные авто.
"Буквально на днях мы ввезли Паккард 180 выпуска 1942 года, это скорая помощь, которая обслуживала офицеров и высший командный состав во времена войны", - рассказал Влад Думанов.
Впрочем, нужно понимать, что без мастера-реставратора и владельца-коллекционера, любой ретромобиль - это просто старая машина, или набор металлолома. Инженерное искусство – это создать автомобиль, а высшая категория инженерного искусства – это взять машину, которая уже отработала свой ресурс, и благодаря современным технологиям опять воссоздать ее до первозданного вида. Это высший пилотаж в инженерном искусстве, в реставрации.
"Ретромобили - хобби специфическое, для ценителей и тех, кто понимает, - говорит Влад Думанов.
Хотя парадокс в том, что наше увлечение нравится абсолютно всем. Если мы выезжаем и делаем какую-то импровизированную выставку или автопробег, все реагируют молниеносно, равнодушным не остается никто".
В клубе "Авторетротюнинг" есть несколько человек, у которых небольшой автопарк старинных авто. Далеко не все владельцы раритетных авто – обеспеченные люди, которые готовы тратится на такое дорогостоящее хобби. Есть и те, кто просто хорошо понимают тему, имеют золотые руки, понимание того, с чем они имеют дело. И когда они собирают свою коллекцию, эта коллекция уже стоит очень серьезных денег. Но за счет молдавской смекалки люди умудряются при минимуме средств делать шедевральные вещи.
В Молдове, как на Кубе: старые автомобили обретают "вторую молодость>>>
Особенность молдавских любителей ретроавто как раз в том, что энтузиастов среди них больше, чем людей обеспеченных, которые могут себе позволить старинные автомобили в качестве дорогих игрушек. Есть и студенты, которые начали с того, что нашли в гараже дедушкину Волгу и у них возникло желание ее восстановить. Среди студентов кишиневского транспортного колледжа таких энтузиастов немало.
В плане инвестиций раритетные авто могут быть и хорошим способом вложения денег. На одном из мировых аукционов старинных автомобилей, недавно прошедшем в Париже, итальянский автомобиль Alfa Romeo был продан за 19 млн долларов.
Это касается классической реставрации. А есть еще такое направление, как модернизация автомобиля, то есть классическое авто переделывают, добавляют какие-то современные детали.
Теряется ли изначальная ценность машины при этом – вопрос дискуссионный. У противников этого мнения есть свои аукционы, свои выставки, и также у сторонников. Это два разных направления одного большого ретро-движения.
Конечно, аутентичные исторические транспортные средства ценятся больше. И причина для этого одна – сделать тюнинг автомобилю можно всегда, любому авто можно придать индивидуальный вид, некоторые предпочитают именно такие автомобили.
Но историческую машину никогда больше не воспроизведешь. Количество таких автомобилей никогда не увеличивается, их становится все меньше, поэтому они начинают подчиняться логике рынка антиквариата. А антиквариат никогда не дешевеет, вот поэтому инвестиции в старинные машины оправданы.
"Автомобили клуба участвуют в различных выставках, в Минске брали Гран-при, в Синае заняли второе место. В Румынии фестиваль ретромобилей проходит под патронатом королевской семьи в замке Пелеш, мы стараемся каждый год туда ездить, выставлять какие-то машины. В 2016 году Волга, принадлежавшая герою Советского Союза Сильвестрову, была полностью восстановлена нашими специалистами и заняла там второе место", - поделился Влад Думанов.
В числе наиболее старых автомобилей клуба – BMW 1936 года, Packard 1938 года, Rosengart 1936 года. Есть еще машины в работе, которые нуждаются в реставрации. Советские старинные машины, кстати, тоже пользуются большим спросом среди коллекционеров, в том числе на Западе. В первую очередь тут стоит вспомнить легендарный "членовоз" – правительственный бронированный ЗИЛ. В молдавском парламенте есть всего одна такая машина, то есть, в принципе, это машина молдавского национального достояния. Они очень ценятся.
Советские машины, которые восстанавливают молдавские реставраторы, популярны среди итальянцев и румын. Они готовы платить за советскую классику, вкладывать очень неплохие деньги. Поэтому те, кто выбрасывают старые машины, или отдают их на металлолом, совершают очень большую ошибку.
"Есть в Молдове и раритетный ЗИС 5, грузовичок, который нашли как раз на металлоломе, - говорит Думанов. – Этот автомобиль сумели восстановить, поставить на ход. Чтобы отреставрировать эту машину, потребовалось огромное количество времени и труда, для нас это был самый дорогой – во всех смыслах – автомобиль. На 9 мая он всегда выезжает на улицы города.
Еще у нас есть Чайка 13 – единственная в Молдове. Это Чайка-фургон. Их было очень мало выпущено. Первый заказ такой машины был для Вьетнама, в ней хоронили Хо Ши Мина. Изготавливали такие машины только спецзаказом, одна из них есть в Молдове".
Одна из самых больших сложностей – поиск запчастей для автомобилей. Иногда случается, что их больше нет, и приходится изготавливать точные копии. В Москве уровень мастерских уже дорос до того, что мастера способны воссоздать любые недостающие части.
Но и в Молдове есть умельцы, способные работать на очень высоком уровне, которые понимают, что имеют дело с антиквариатом.
Некоторые мастера – реставраторы старинных авто даже получили сертификат Министерства культуры о том, что они являются реставраторами национального значения.
Иногда раритетные авто находят совершенно случайно, много их пылится у кого-нибудь в гараже, а владелец даже не знает, каким сокровищем владеет. Как рассказал Влад Думанов, таких случаев довольно много.
Например, два года назад энтузиасты нашли мерседес, принадлежавший советскому офицеру, который он получил в качестве награды. Скупщики обнаружили эту машину в гараже, который достался от деда в наследство. И кто знает, сколько еще таких раритетов ржавеет в чьих-нибудь гаражах?
Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>