По словам собеседника радиостудии Sputnik Молдова, до парламентских выборов молдавский лей демонстрировал стабильность, однако, как считает эксперт, это только видимая часть.
"В ноябре-январе спрос на валюту был выше, чем предложение. То есть лей должен был падать, если бы Национальный банк вел нейтральную политику и не пытался вмешиваться в ситуацию с курсом молдавского лея. Лей должен был упасть в этот период, так как избирательная кампания – это всегда особый риск, особенно для такой экономики, как в Молдове. Но Нацбанк вмешался и, например, в январе для поддержания лея продал валюты на уровне 93 миллионов долларов", - сказал он в эфире программы "Экспертиза".
Так много Нацбанк вбрасывал на рынок только в кризисные периоды, говорит экономист. К примеру, ежемесячно аналогичные суммы тратились во время мощнейшего мирового кризиса 2008-2009 годов или в период потрясений в банковской сфере, происходивших в 2014-2015 годах. И, как оказалось, перед выборами 2019 года.
"Нацбанк продал слишком много валюты, чтобы создать видимость стабильного лея. Не забываем, что у нас была избирательная кампания, и это делалось для того, чтобы избежать паники на рынке, а также с политической точки зрения. Но по факту я думаю, что лей должен был быть слабее", - добавил Гырбу.
По словам экономиста, выборы внесли еще большую неразбериху.
В период безвластия экономика страны находится в уязвимом положении, во-первых, из-за популистских реформ, которые правительство и парламент приняли в спешке перед выборами, а, во-вторых, в связи с политической неопределенностью, которая может затянуться.
"Правительство внедрило много кардинальных реформ. Та же реформа налогообложения, и мы не знаем, как это отразится на экономике, реформа в бюджетном секторе, в результате которой заработные платы для многих категорий увеличились, причем очень существенно. Правительство прошло через реформу центрального аппарата, и мы сейчас на перепутье. Важно, чтобы было назначено правительство, потому что много вопросов будет возникать с теми же реформами, которые были быстро имплементированы. Огромные риски есть с этой точки зрения и важно, чтобы кто-то мог вносить поправки в закон", - подчеркнул собеседник.
Поэтому, что будет дальше и как в ближайшие месяцы будет вести себя экономика – трудно прогнозировать, добавил Виорел Гырбу.
С одной стороны, существует много рисков, с другой, Национальный банк, который всегда может вмешаться, чтобы предотвратить обвал. Как долго это может продолжаться? До года, отвечает эксперт.
"Очень сложно прогнозировать развитие курса валют. Если Молдова будет в ситуации нестабильности, лей должен упасть. Но у нас есть резервы. В резервах Нацбанка почти 3 миллиарда доллара. Можно год и даже больше протянуть, продавая каждый месяц по 100 миллионов для поддержания молдавского лея. Но это неправильно и не думаю, что нам тот же МВФ это позволит", - резюмировал он.
До выборов, во избежание паники, Нацбанк искусственно поддерживал курс молдавского лея, а финансовая ситуация, складывающаяся из-за политической неопределенности сегодня, связана с серьезными рисками, считает экономист Виорел Гырбу.
Смотреть видео Послушать радио Прочитать другие новости