Общество

Есть причины, по которым кабмин Санду не хочет повышения тарифов на проезд

Удорожание поездок на междугородних автобусных рейсах создаст зону комфорта для владельцев транспортных компаний, однако станет абсолютно неприемлемой мерой для граждан Молдовы, большинство из которых с трудом сводят концы с концами.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Владельцы транспортных компаний, осуществляющих перевозки по междугородним рейсам, выбрали неподходящий момент для проведения забастовок и акций протеста, требуя в ультимативной форме повышения тарифов на проезд. 

Сейчас страна находится на пороге местных выборов, в пяти одномандатных округах гражданам предстоит также выбрать депутатов парламента. Повышение тарифов в преддверии волеизъявления граждан станет крайне неприятной новостью для жителей страны, а если правительство Санду примет такое решение сейчас, оно будет воспринято в штыки обществом. 

Нынешние правители - не самоубийцы, чтобы настолько злить электорат накануне выборов. Но, вопреки желанию протестующих транспортников, тарифы на проезд вряд ли будут повышены и после 20 октября, так как за этими выборами могут последовать и досрочные парламентские.

Сегодня никто не может гарантировать, что коалиция между партией "Достоинство и правда" (платформа DA) и политформированием "Действие и солидарность" (PAS) продержится до завершения мандата нынешнего парламента, то есть - до 2023 года. Сценарий распада коалиции никто не отменял и в случае с ПСРМ и блоком ACUM, в который входят два выше упомянутых правых партии.

Транспортники не довольны тарифами на перевозки и объявили о протестах

Но даже если не рассматривать предвыборный характер проблемы, я все же не уверен, что власть имущие увеличат тарифы на проезд в междугороднем транспорте. Почему? Да потому что в отрасли пассажироперевозок есть целый ряд нарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, а часть доходов владельцев транспортных компаний и вовсе находится в теневом секторе. В такой ситуации очевидно, что повышение тарифов позволит перевозчикам чувствовать себя вольготно, но эта мера будет несправедливой по отношению к рядовым жителям страны, значительная часть которых находится у порога бедности. 

Я не являюсь сторонником правительства Майм Санду и, более того, не имею ничего против владельцев компаний, занимающихся пассажироперевозками. Наоборот, чем больше наших сограждан будут иметь свой развитый бизнес, а государство будет поддерживать его развитие, тем лучше.

Но, в случае с пассажирскими перевозками, ситуация является наиболее специфической. Об этом хорошо знают все те, кто пользуется услугами компаний-операторов в данном секторе. Как я сказал выше, в отрасли междугородних пассажирских перевозок существует проблема с теневыми доходами, которые не облагаются налогами. Однако это - с одной стороны. 

С другой - увеличение тарифов сильно ударит по и без того бедным людям, у которых нет личных автомобилей, ведь они добираются до нужного им населенного пункта на рейсовом автобусе или на маршрутке. 

Забастовка в Молдове: на работу не выйдут более сотни единиц транспорта

Здесь я предлагаю подсчитать, пусть и приблизительно, каковы теневые доходы водители такого автобуса или маршрутки, которые получает шофер за рейс до определенного населенного пункта и обратно. Повторю: мы проведем этот расчет без претензий на профессиональный аудит в отрасли.

Предположим, что нам предстоит проделать путь в 140 километров по маршруту Кишинев - Чадыр-Лунга. В этом случае с самого начала следует отметить, что многие пассажиры не покупают билеты в кассах, а просто идут к двери автобуса с наличными деньгами и рассчитываются на месте. 

При этом, многие водители отвечают пассажирам, что им не обязательно покупать билеты в кассе, допуская наличный расчет "с глазу на глаз". После того, как перевозчик получает необходимую сумму, он отправляется в кассу, где покупает билеты не до конечной остановки, а до промежуточного населенного пункта, после чего остаток просто кладет себе в карман. 

Здесь следует привести пример: пассажир садится в Кишиневе и выходит в Чадыр-Лунге, а водитель автобуса покупает билет лишь, скажем, до Комрата, от которого до финального пункта назначения остается еще 40 километров. Подчеркну, что пример рассматривается лишь теоретически, без претензий к конкретным водителям.

Несколько слов о наболевшем — что не так с общественным транспортом

Есть и другой аспект проблемы - многие пассажиры не садятся в маршрутки или рейсовые междугородние автобусы непосредственно на автовокзалах, предпочитая "голосовать" на дороге. Примеров тому - предостаточно.

Даже на выездах из Кишинева много таких точек, где водители подбирают случайных пассажиров, даже если салон автобуса забит под завязку. Шоферы предлагают таким "путешественникам" проделать путь на дощечке, которая устанавливается в проходе между сидениями, либо на табуретке, взимая плату, которая идет напрямую к ним в карман. Некоторых и вовсе перевозят на дальние расстояния стоя, здесь главное - согласие пассажира. Все эти транспортные ноу-хау происходят в разрез с правилами дорожного движения. 

Таким образом, проведя простой арифметический расчет и учитывая, что водитель подобрал по пути 5 или 10 случайных пассажиров, можно выяснить - за один рейс он получает "чистыми" от 300 до 600 леев, которые сразу же кладет себе в карман.

На автовокзале перед отправкой рейсового автобуса, конечно, проходят проверки. Контролеры заходят в салон транспортного средства, чтобы пересчитать пассажиров. Но и в этом случае у водителей есть верный способ "договориться" - они кладут в путевой лист, где указано число пассажиров, энную сумму так, что и проверяющий доволен, и шофер сыт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Будь в курсе всех событий в стране и мире: узнай первым, что происходит сейчаc>>>

Смотреть видео  Cлушать радио Перейти к другим новостям 

Узнать,что мы сообщаем в OK