Владельцы транспортных компаний, осуществляющих перевозки по междугородним рейсам, выбрали неподходящий момент для проведения забастовок и акций протеста, требуя в ультимативной форме повышения тарифов на проезд.
Сейчас страна находится на пороге местных выборов, в пяти одномандатных округах гражданам предстоит также выбрать депутатов парламента. Повышение тарифов в преддверии волеизъявления граждан станет крайне неприятной новостью для жителей страны, а если правительство Санду примет такое решение сейчас, оно будет воспринято в штыки обществом.
Нынешние правители - не самоубийцы, чтобы настолько злить электорат накануне выборов. Но, вопреки желанию протестующих транспортников, тарифы на проезд вряд ли будут повышены и после 20 октября, так как за этими выборами могут последовать и досрочные парламентские.
Сегодня никто не может гарантировать, что коалиция между партией "Достоинство и правда" (платформа DA) и политформированием "Действие и солидарность" (PAS) продержится до завершения мандата нынешнего парламента, то есть - до 2023 года. Сценарий распада коалиции никто не отменял и в случае с ПСРМ и блоком ACUM, в который входят два выше упомянутых правых партии.
Но даже если не рассматривать предвыборный характер проблемы, я все же не уверен, что власть имущие увеличат тарифы на проезд в междугороднем транспорте. Почему? Да потому что в отрасли пассажироперевозок есть целый ряд нарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, а часть доходов владельцев транспортных компаний и вовсе находится в теневом секторе. В такой ситуации очевидно, что повышение тарифов позволит перевозчикам чувствовать себя вольготно, но эта мера будет несправедливой по отношению к рядовым жителям страны, значительная часть которых находится у порога бедности.
Я не являюсь сторонником правительства Майм Санду и, более того, не имею ничего против владельцев компаний, занимающихся пассажироперевозками. Наоборот, чем больше наших сограждан будут иметь свой развитый бизнес, а государство будет поддерживать его развитие, тем лучше.
Но, в случае с пассажирскими перевозками, ситуация является наиболее специфической. Об этом хорошо знают все те, кто пользуется услугами компаний-операторов в данном секторе. Как я сказал выше, в отрасли междугородних пассажирских перевозок существует проблема с теневыми доходами, которые не облагаются налогами. Однако это - с одной стороны.
С другой - увеличение тарифов сильно ударит по и без того бедным людям, у которых нет личных автомобилей, ведь они добираются до нужного им населенного пункта на рейсовом автобусе или на маршрутке.
Здесь я предлагаю подсчитать, пусть и приблизительно, каковы теневые доходы водители такого автобуса или маршрутки, которые получает шофер за рейс до определенного населенного пункта и обратно. Повторю: мы проведем этот расчет без претензий на профессиональный аудит в отрасли.
Предположим, что нам предстоит проделать путь в 140 километров по маршруту Кишинев - Чадыр-Лунга. В этом случае с самого начала следует отметить, что многие пассажиры не покупают билеты в кассах, а просто идут к двери автобуса с наличными деньгами и рассчитываются на месте.
При этом, многие водители отвечают пассажирам, что им не обязательно покупать билеты в кассе, допуская наличный расчет "с глазу на глаз". После того, как перевозчик получает необходимую сумму, он отправляется в кассу, где покупает билеты не до конечной остановки, а до промежуточного населенного пункта, после чего остаток просто кладет себе в карман.
Здесь следует привести пример: пассажир садится в Кишиневе и выходит в Чадыр-Лунге, а водитель автобуса покупает билет лишь, скажем, до Комрата, от которого до финального пункта назначения остается еще 40 километров. Подчеркну, что пример рассматривается лишь теоретически, без претензий к конкретным водителям.
Есть и другой аспект проблемы - многие пассажиры не садятся в маршрутки или рейсовые междугородние автобусы непосредственно на автовокзалах, предпочитая "голосовать" на дороге. Примеров тому - предостаточно.
Даже на выездах из Кишинева много таких точек, где водители подбирают случайных пассажиров, даже если салон автобуса забит под завязку. Шоферы предлагают таким "путешественникам" проделать путь на дощечке, которая устанавливается в проходе между сидениями, либо на табуретке, взимая плату, которая идет напрямую к ним в карман. Некоторых и вовсе перевозят на дальние расстояния стоя, здесь главное - согласие пассажира. Все эти транспортные ноу-хау происходят в разрез с правилами дорожного движения.
Таким образом, проведя простой арифметический расчет и учитывая, что водитель подобрал по пути 5 или 10 случайных пассажиров, можно выяснить - за один рейс он получает "чистыми" от 300 до 600 леев, которые сразу же кладет себе в карман.
На автовокзале перед отправкой рейсового автобуса, конечно, проходят проверки. Контролеры заходят в салон транспортного средства, чтобы пересчитать пассажиров. Но и в этом случае у водителей есть верный способ "договориться" - они кладут в путевой лист, где указано число пассажиров, энную сумму так, что и проверяющий доволен, и шофер сыт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Будь в курсе всех событий в стране и мире: узнай первым, что происходит сейчаc>>>
Смотреть видео Cлушать радио Перейти к другим новостям
Узнать,что мы сообщаем в OK