Общество

"Выдан бутерброд": кишиневец хранит редкое свидетельство блокады Ленинграда

Пожелтевшему листку более трех четвертей века, семья Егоровых бережет его как фамильную и историческую реликвию.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

КИШИНЕВ, 18 янв - Sputnik. Редчайший документ времен блокады Ленинграда хранится в семье жителя Кишинева Юрия Егорова.

Это было важное событие

Эвакуационное удостоверение было выдано матери Юрия Алексеевича в 1942 году, когда их двоих вывезли из осажденного Ленинграда. На пожелтевшем листочке даже спустя 78 лет четко видна отметка со словами "выдан бутерброд".

"Это было настолько важное событие, что оно удостоилось персонального штампа. А также нам был положен обед и небольшой продовольственный паек. Об этом тоже есть отметка. Такое можно было получить только один раз. Второй порции не полагалось", - рассказал Юрий Алексеевич Егоров, которому тогда было всего три с половиной года.

Город - совесть: как Ленинград избавлялся от блокады
Каким он был на вкус и с чем был этот бутерброд, спустя десятилетия блокадник плохо помнит. Точно одно - это был простой кусочек хлеба, но уже не такой как в Ленинграде - с отрубями или другой малопригодной в пищу примесью. Свой паек мать и сын Егоровы получили сразу после эвакуации. А отец семейства до этого момента не дожил считанные дни. Он умер в том же месяце от истощения.

Сосновые ветки и олифа: в пищу шло все

Самые сложные времена блокадного Ленинграда пришлись на зиму 1941-42 годов. Со слов своей матери Юрий Алексеевич помнит, что отец в то время работал на оборонном заводе. По норме ему было положено 250 граммов хлеба в день, а жене и сыну как иждивенцам - по 125.

"Он даже делился со мной. Как рассказывала мама, я ходил и канючил - мама дай кушать, мама дай кушать", - рассказывает Юрий Алексеевич.

Путин высказался по поводу празднования 75-летия Победы в ВОВ
А еще отец приносил с работы олифу или клей. Их варили, разбавляли с водой и пили как чай. Иногда удавалось добыть жмых. В пищу также шли сосновые ветки. Они, как рассказывает Юрий Алексеевич, давали хоть какие-то витамины.

Но работающему человеку этого было недостаточно. Отец Юрия Алексеевича ослабел от голода. Его поместили в пункт подкормки для самых истощенных, но это не помогло спасти мужчину.

Семейная реликвия

Хрупкий пожелтевший от времени листок долгое время хранился в стопке общих документов семьи Егоровых. О том, что эвакуационное удостоверение через десятки лет станет настоящей семейной реликвией, в первые десятилетия после блокады особо не задумывались.

Первые медали в честь 75-летия Победы вручены в городе на Неве

Как рассказывает Юрий Алексеевич, его мама не слишком охотно рассказывала о пережитом в те годы: вспоминать было трудно. Позже документ стал главным доказательством того, что Егоровы пережили блокаду.

На основании эвакуационного удостоверения они получили статус жителя блокадного Ленинграда. И сейчас периодически Юрий Алексеевич навещает родной город.

В этом году он вместе с двумя другими блокадниками - в числе участников памятных мероприятий в Санкт-Петербурге.

"Выдан бутерброд": кишиневец хранит редкое свидетельство блокады Ленинграда

 Они почтили память родных на Пискаревском кладбище и возложили цветы к могилам жертв блокады.

Будь в курсе всех событий в стране и мире: подпишись на наш канал в Telegram>>>

Смотреть видео Cлушать радио Перейти к другим новостям

Узнать, что мы сообщаем в OK