Общество

Кто должен устанавливать цены на топливо: что говорят в парламенте

После того, как в середине января бензин и солярка подорожали в среднем на 70 банов, а газ – на 1,2 лея, экономические агенты объявили о снижении цен на топливо.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

КИШИНЕВ, 10 фев – Sputnik. Тема формирования цен на топливо вызвала споры среди автовладельцев, особенно после заявления молдавского премьера Иона Кику вернуться к старой практике, когда этим вопросом занималось Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ). Мнения экспертов по этому вопросу также разделились.

Операторы маршруток готовы пойти на уступки, но после повышения тарифа>>>

Депутат от фракции социалистов, член парламентской комиссии по экономике бюджету и финансам Петру Бурдужа сообщил, что возвращение к практике формирования цен на топливо непосредственно НАРЭ – это единственное решение, но при определенных условиях, которые Агентству необходимо учитывать.

"Считаю, что установка предельных значений цены на топливо Национальным агентством по регулированию в энергетике логична. Но чтобы избежать в последующем определенных отклонений, идеальной формулой было бы, чтобы НАРЭ устанавливало цены вместе с топливными компаниями, экспертами в данной области и парламентом. Чтобы была формула, которая обеспечивает большую прозрачность и объективность", - сказал парламентарий.

После роста цен на топливо многие депутаты заявили, что подорожание - "это злоупотребление и картельный сговор нефтяных компаний". Все потому, что на международном уровне цены падают. В связи с этим премьер Ион Кику объявил, что Национальному агентству по регулированию в энергетике будут возвращены функции ценового администрирования внутреннего топливного рынка.

Грядут изменения: что произойдет с ценами на топливо в стране

С 2016 года НАРЭ один раз в две недели устанавливало предельные значения цен на бензин и дизельное топливо. А с марта 2019 года Агентство приняло новую методологию, согласно которой топливные компании сами принимали решения о ценах на бензин, солярку и газ с учетом соблюдения годовой ставки рентабельности до 10% в деятельности владельца лицензии.

По словам экономического эксперта Вячеслава Ионицэ, с ростом числа "зеленых" автомобилей на базе гибридных или чисто электрических двигателей будут снижаться объемы потребления традиционного топлива, но не цены на него.

Подорожание топлива — что говорят регулирующая и антимонопольная инстанции>>>

Как подчеркнул специалист, цена на любое топливо, будь то бензин, солярка или газ состоит из трех компонентов: стоимость самого горючего, расходы компании и акцизы.

Михэеш: НАРЭ поспешило с поднятием цен на топливо

Первая составляющая подвергается то росту, то падению в зависимости от мировых рынков нефти и не будет сильно расти, то есть сохранит относительную стабильность. Расходы молдавских энергетических компаний будут расти, эти компании уже сделали много инвестиций в стране, кроме того предсказуемо постоянное увеличение расходов на заработную плату, так как средний размер окладов по стране повышается от года к году.

"Самую большую долю роста в цене топлива составляют акцизы: каждый год акциз на литр бензина вырастает на 40-50 банов. Если в этом году акциз составляет где-то 4,5 лея, то в следующем будет 5 леев" – утверждает эксперт.

По прогнозам экономистов, акциз на топливо будет постоянно расти и в следующие 10 лет поднимется с 22 до 42 евроцентов, приближаясь к среднему европейскому значению.

Будь в курсе всех событий в стране и мире: узнай первым, что происходит сейчаc>>>

Смотреть видео  Cлушать радио Перейти к другим новостям 

Узнать,что мы сообщаем в OK