К деятельности неправительственных организаций в ряде стран постсоветского пространства принято относиться по-разному. Некоторые в обществе именуют их "грантоедами", иные заявляют, что общественники занимаются важным и нужным делом - правозащитной деятельностью, третьи и вовсе скатываются в конспирологические теории, отмечая, что через такие НПО мировая "закулиса" под благовидными целями пытается вмешаться в политику стран, особенно со формирующейся и неразвитой в полной мере демократией.
Законопроект, который вызвал столько споров, предполагает, что неправительственные общественные организации, действующие на территории республики, не должны проходить процедуру регистрации. Источники финансирования при этом у них могут быть любыми, в том числе — зарубежными.
То есть, если этот закон примут, то в Молдове, в принципе, могут начать действовать какие угодно организации. Они не обязаны быть нигде зарегистрированы, могут существовать без устава, их цели и задачи до конца не будут ясны никому, кроме самих организаторов. Под этим предлогом правые политические лоббисты в Молдове предлагают протолкнуть законопроект, согласно которому деятельность НПО станет фактически нерегулируемой государством.
Если рассматривать истоки проблемы с законодательным регулированием деятельности неправительственных организаций в Молдове, можно констатировать, что многие нормативно-правовые акты в этой сфере безнадежно устарели. Об этом к комментарии для Sputnik Молдова рассказал политолог Сергей Манастырлы.
"Мир сегодня идет вперед, и деятельность НПО в республике должна соответствовать требованиям времени. Другое дело, что государство в работе таких неправительственных объединений видит некую угрозу, пытаясь частично нивелировать эту, потенциальную, по мнению властей опасность", - уточнил собеседник.
Риски нового законопроекта, так активно продвигаемого представителями правых политических сил в Молдове, могут заключаться в том, что там содержатся положения, согласно которым НПО и даже политические партии получат возможность финансироваться из-за границы. По мнению Манастырлы, именно в этом огромные риски для суверенитета республики, для самостоятельного принятия страной внутриполитических решений.
По мнению эксперта, и ранее в деятельности некоторых, особенно право-центристских партий, имел место фактор внешнего финансирования, однако специалисты этих политсил настолько завуалированно проводили эти транши, что контролирующие органы государства ни в коей мере не могли вмешаться и пресечь такую незаконную и даже, отчасти, подпольную деятельность.
Такие послабления открывают простор для деятельности финансируемых из-за рубежа объединений, которые неизвестно чем занимаются в нашей стране, считает политолог Борис Шаповалов.
"У нас уже есть закон об общественных объединениях, где четко расписано, кто и как может их организовать, какие могут быть цели и задачи. Почему возник вопрос о каком-то дополнительном законе об НПО — абсолютно непонятно. У нас также есть закон о фондах, некоммерческих организациях, и в каждой стране в этом плане свой подход", - подчеркнул политолог.
Как разъяснил эксперт, новый проект— это идея, которую навязывают молодым демократиям для того, чтобы у Запада была возможность через эти организации проводить свою политику.
Вначале на территории государства создаются неправительственные организации, которые нигде не регистрируются, источники финансирования их непонятны, и затем они оказывают давление на власти страны в угоду тем, кто эти объединения спонсирует. Это скрытая форма управления целыми государствами через НПО, уверен Шаповалов.
В ряде стран, в том числе и постсоветских, на уровне центральной власти принимаются решения, которые ограничивают такие практики, а делается это не с целью ущемления демократии, а для того, чтобы ограничить фактор внешнего влияния на политические решения в стране. Будут ли сделаны соответствующие вводы в Молдове - время покажет, судить об этом пока рано.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>