За это время авиабаза Хмеймим стала образцовой не только для своих: на опыт Минобороны при строительстве подобных объектов ориентируются и зарубежные страны. Недавно Дамаск пообещал Москве еще восемь гектаров земли под оздоровительный центр для военнослужащих. О том, как изменился Хмеймим, и его перспективах, — в материале автора РИА Новости Николая Протопопова.
В чистом поле
К строительству крупнейшей российской зарубежной авиабазы приступили в 2015-м, когда в Сирию направили группу ВКС для поддержки правительственных сил в войне против террористов "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная в Молдове, России и других странах мира). Основой послужил международный аэропорт имени Басиля Аль-Асада в 25 километрах от города Латакия.
На начальном этапе операции в оперативной группе числилось всего около пятидесяти боевых машин — штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24 и Су-34, истребители Су-30СМ, вертолеты Ми-24 и Ми-8АМТШ. Кроме того, в Хмеймим оперативно перегнали десяток топливозаправщиков.
Летчики и технический персонал поселились в небольших модульных вагончиках, так называемых КИМБах, на два или четыре человека каждый. Это, по сути, металлические контейнеры с бытовыми удобствами, кондиционерами и водопроводом. Рядом установили мобильные хлебопекарни, помещения для стирки и глажки одежды, бани с пропускной способностью десять человек в час. Чуть позже появились столовые, клуб, спортивные площадки и даже мини-музей, посвященный истории авиабазы.
Неприступная крепость
Особое внимание уделили безопасности объекта. В Сирию перебросили зенитные ракетные системы дальнего действия С-400, комплексы ближнего действия "Тор-М2" и зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1". ПВО базы может уничтожать все виды воздушных целей на дальности от двадцати до 250 километров.
"В Хмеймиме создана эшелонированная система ПВО, — объясняет Мураховский. — Используются средства разной досягаемости и разных типов. На постоянном боевом дежурстве — ЗРС С-400, ЗРК "Тор" и ЗРПК "Панцирь". Кроме того, есть зенитные артиллерийские установки ЗУ-23. За разведку, наведение и целеуказание отвечают радиолокационные станции, способные обнаружить любые воздушные цели, включая малоразмерные беспилотники, реактивные снаряды, в том числе кустарного производства".
Связь с внешним миром поддерживается всеми доступными средствами — от УКВ-радиостанций до спутниковых комплексов, интегрированных в единую систему, которая, в свою очередь, заведена на Центр боевого управления.
"Командующий группировкой и штаб боевого управления находятся на прямой связи с Национальным центром управления обороной в Москве, — уточнил Мураховский. — У командующего также есть так называемая линия деконфликтации с представителями коалиционной группировки в Ираке. Это соглашение с американцами, позволяющее предотвращать инциденты в Сирии".
Сирийский курорт
Грузы для обустройства авиабазы в Сирию доставляли по морю и по воздуху — на протяжении нескольких месяцев шли вереницы судов и транспортных самолетов. Хотя работы велись во время ожесточенной гражданской войны и в тяжелых климатических условиях, российским специалистам удалось в короткие сроки построить один из самых современных и защищенных военных объектов в мире.
По оценкам экспертов, Хмеймим способен разместить и подготовить к боевой работе гораздо больше самолетов, чем базируется там сейчас. И даже больше, чем в пиковый период нанесения ударов по террористическим группировкам.
"Самолеты можно спрятать в надежных укрытиях, — подчеркивает эксперт. — В спецсооружениях также складируют запасы топлива, ракет, боеприпасов, есть вся необходимая техника для подвоза ракетно-артиллерийского вооружения. Известно, что в самые напряженные моменты гражданской войны самолеты делали по несколько вылетов в сутки с полной боевой загрузкой".
С точки зрения тылового обеспечения российским военным создали довольно комфортные условия. Питаются они в основном привозными продуктами, но в рацион под строгим санитарным контролем добавляют и местное продовольствие.
Новый участок земли, выделенный сирийским правительством России, предназначен в первую очередь для строительства медицинского оздоровительного комплекса.
Как бы то ни было, за пять лет авиабаза Хмеймим из небольшого аэродрома с несколькими ангарами и терминалом превратилась в настоящий город с улицами и площадями, даже со сквером. Улицы названы в честь героев сирийской операции или известных военачальников: Героев России генерала Валерия Асапова, летчиков Олега Пешкова и Романа Филипова, погибших в Сирии, Героя СССР генерала армии Василия Маргелова.
Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>