Политика

Новое старое правительство

Что ждет обновленный кабинет министров Иона Кику после последних перестановок, размышляет колумнист Sputnik Молдова.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

После объявления лидера Демпартии Павла Филипа об отзыве министров ДПМ из правительства стало очевидно, что правящей коалиции пришел конец. А вместе с ней и надеждам на сохранение в парламенте хоть какого-нибудь, пусть слабого, но большинства.

Коалиция сохранилась лишь на бумаге

О разрыве коалиционного соглашения не было заявлено официально. Однако понятно, что после демарша Павла Филипа (решившего остаться совсем в стороне от схватки двух кандидатов в президенты), и мгновенной реакции кабмина коалиция остается в живых лишь на бумаге. Впрочем, не факт, что об официальном разрыве в партиях вообще заявят. В горячке предвыборной кампании может быть недосуг. В конце концов, соглашение о коалиции — не брачный контракт, в суде его оспаривать никто не станет.

Новые члены правительства Молдовы приведены к присяге

В субботу Павел Филип на брифинге заявил, что министров отзовут лишь после завершения президентских выборов. Однако премьер-министр Ион Кику успел доказать, что он не из тех, кто склонен тянуть с решениями. Ведь именно премьеру приходится каждый день работать с министрами и требовать от них отдачи. Но работоспособность людей, которые точно знают, что трудиться им осталось чуть больше недели, стоит оценить как стремящуюся к нулю.

Оказалось, что у Кику, как в армии, нет понятия "пока командуйте". В понедельник утром премьер заявил, что после консультаций с президентом и спикером принято решение о снятии четырех министров (Олег Цуля еще раньше подал в отставку) и вице-премьера по реинтеграции с должности. А уже через несколько часов новые главы министерств принимали присягу и целовали флаг.

Новых лиц немного

Новый состав правительства с полным правом можно назвать старым. На свои посты вернулись глава МИДЕИ Аурелиу Чокой, министр обороны Виктор Гайчук и глава Минэкономики Анатол Усатый. Все они были вынуждены уступить свои посты после заключения коалиционного соглашения между ПСРМ и ДПМ в марте 2020 года. И сделали это дисциплинированно, по первой просьбе — что впоследствии и обусловило их возвращение в министерские кресла.

Биография Лилии Поголша — нового министра образования, культуры и исследований РМ

Новых лиц из пяти — только два. Условно новый человек в правительстве — министр образования Лилия Поголша. Директор Института науки и образования не раз побывала вице-премьером в министерстве, которое теперь возглавила. Впервые вице-министром она стала в 2002 году, в кабинете Василе Тарлева. Во второй раз ее хождение во власть состоялось при кабинете Павла Филипа — пост замминистра в том же ведомстве она занимала с мая по ноябрь 2017 года. Степень доктора исторических наук Поголша получала в Санкт-Петербургском госуниверситете.

Российское образование и у нового вице-премьера по реинтеграции, Ольги Чеботарь. Она училась в Российском университете Дружбы народов и Дипломатической академии МИД РФ, аспиратуру заканчивала в МГИМО. В 2017 году она возглавила общественную организацию "Центр содействия объединению и поддержки молдавской молодежи" — для молодых людей, находящихся на территории РФ. В правительстве постов не занимала никогда.

Остальные министры хорошо известны. Стоит добавить, что возвращение Чокоя и Гайчука на министерские посты станет дополнительным раздражителем для правой оппозиции. Обоих министров прозападные партии требовали отправить в отставку. Чокоя — за заявление о том, что Россия не является "агрессором" в Приднестровье и вообще, остановила войну. Гайчука — за чисто военную, высокую оценку боевых качеств ополченцев на Донбассе.

Миноритарии среди парламентариев

После фактического распада правящей коалиции кабинет Иона Кику имеет все признаки миноритарного правительства. Опереться в парламенте Кику теперь может только на 37 депутатов-социалистов, а также нескольких ситуативно голосующих "независимых" депутатов и отколовшихся парламентариев.

В этой тревожной обстановке фокус внимания смещается на парламентское новообразование "Pentru Moldova" с Сержиу Сырбу в роли неформального лидера. Это объединение (которое в соцсетях авторы называют "конвенцией") не имеет вообще никакого статуса, даже парламентской группы. Фактически, это не более чем закрепленный письменными подписями союз, участники которого договорились действовать заодно.

Новый вице-премьер по реинтеграции Молдовы Ольга Чеботарь: кто она

Конвенцию "Pentru Moldova" подписали депутаты партии "Шор" (формально 9 человек, но фактически — 8 депутатов, исключая находящегося за границей Илана Шора). А также 5 депутатов, перешедших из фракции Демпартии в группу Андриана Канду "Pro Moldova", а затем заявивших о выходе и из этой группы. Вместе — это 13 готовых голосовать парламентариев.

Говоря математически, если конвенция Сырбу будет голосовать вместе с фракцией ПСРМ, это дает 50 голосов. Учитывая, что депутат Александр Олейник последовательно голосовал за инициативы социалистов, здесь могут прослеживаться контуры пусть не большинства — но какого-никакого числа депутатов, способного принимать законы. Конечно, если не выявится нарушителей конвенции.

Однако не факт, что "Pentru Moldova" будет помогать социалистам и правительству Кику. С тем же успехом они могут заявить об оппозиции кабмину. Бывший блок ACUM располагает в парламенте 26 голосами. Вместе с Демпартией (11 депутатов) и "Pentru Moldova" (13 депутатов) они также вполне способны сформировать большинство.

В резерве остается и парламентская группа Андриана Канду, в которой насчитывается 9 депутатов. С ними никто не хотел сотрудничать, пока коалиция была крепка. Однако не факт, что этот отказ и дальше будет настолько же категорическим.

Президент готов обсуждать любой сценарий в парламенте

В этой ситуации Игорь Додон заявил, что его команда работает над несколькими сценариями, которые должны обеспечить поддержку правительству Кику.

"Есть как минимум три формулы, над которыми мы работаем, начиная с широкой коалиции и заканчивая различными другими политическими вариациями, которые будут реализованы совместно с ответственными партиями и депутатами парламента", — сказал Додон.

Эта формулировка дает простор для любых парламентских комбинаций. Вместе с тем очевидно, что о прочном парламентском большинстве в обозримой перспективе говорить нет никакого смысла. И это печально, учитывая, что экономическая ситуация не из лучших, а пандемия коронавируса продолжает свирепствовать в стране, в регионе и в мире в целом.

В парламентском "винегрете" даже видавшим виды политикам разобраться будет сложно. А это значит, что и досрочные парламентские выборы выдвигаются на видное место в списке вероятных исходов политического кризиса, набирающего обороты в Молдове.

Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>

СмотритеVideoи слушайтеRadioSputnik Moldova