В ходе социологических опросов, проводившихся молдавскими политологами в последние два года, выяснилось, что именно слова "евроинтеграция" и "реформы" стали для многих жителей республики почти бранными, ругательными.
Отчасти этому способствовали неудавшиеся реформы ради реформ, которые с потугами пытались проводить Альянс за европейскую интеграцию в своем первом составе, а также два последующих "проевропейских парламентских большинства". Ситуация привела к тому, что с 70 процентов доверия к курсу евроинтеграции в 2007 году к 2020-му эта цифра упала практически на 20 с лишним процентов.
Так все же, несмотря на громкие и обильные спичи нового президента страны о приверженности Молдовы курсу евроинтграции, есть ли реальные шансы у республики хоть когда-то претендовать на вступление в это геополитическое наднациональное сообщество? Ответ на этот вопрос в эфире студии Sputnik Молдова дала доктор политических наук Надежда Арбатова.
"Хочу напомнить, что Турция – член НАТО и страна – основатель Совета Европы и других международных организаций – получила статус ассоциированного члена европейских сообществ в 1964 году. Через 23 года, в 1987-м, она официально подала заявление на вступление в ЕС. И только через 12 лет, в 1999 году, получила статус страны-кандидата", – рассказала собеседница.
По словам эксперта, переговоры о реальном вступлении Турции в ЕС начались еще позже – в 2005 году, они продолжаются по сей день без всякой перспективы для этой страны стать полноправным членом сообщества. Арбатова добавила, что по своей культурной идентичности Молдова и Турция – совершенно разные государства. Наша республика является исконно-европейской, а Турция больше принадлежит в мусульманскому и азиатскому миру.
"У Евросоюза есть определенный опыт с посткоммунистическими государствами, который был не всегда успешным. ЕС стремился побыстрее вобрать в себя страны Центральной и Восточной Европы, понижая тем самым планку копенгагенских критериев, по которым рассматривается готовность стран-кандидатов на вступление в это наднациональное сообщество", – уточнила политолог.
По мнению Арбатовой, Евросоюз всячески стремился заполнить тот вакуум, который возник после распада Восточного блока, идя на уступки странам, которые еще не готовы были вступить в ЕС. Сегодня можно увидеть, что такие страны, как Польша или Венгрия, не отвечают нормам и ценностям Европейского союза.
"Теперь ЕС будет более пристально вглядываться в своих ассоциированных членов. Особенно это будет касаться стран, входящих в программу "Восточное партнерство" и подписавших Соглашение об ассоциации. Наблюдение будет вестись за внедрением политических и экономических реформ", – сказала собеседница.
Арбатова назвала еще одну проблему Молдовы на пути евроинтеграции – приднестровский вопрос. Можно возразить, что Кипр стал членом ЕС, будучи разделенным на две части. Но Евросоюз вынес урок из принятия этой республики в свой состав. Теперь на уровне значительной части политического истеблишмента ЕС есть скептики, которые будут обращать внимание на территориальную проблему Молдовы, фактическую разделенность страны и неподконтрольность Кишиневу левобережья Днестра.
Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>