Вопрос о происхождении даков занимал умы многих исследователей еще с позднеантичных времен. В результате расшифровки Умновым-Денисовым так называемых сантий даков – золотых и свинцовых пластинок, найденных в 1875 году в Синае (Румыния), получен ответ на этот непростой вопрос. Впрочем, результаты дешифровки свидетельствуют в пользу распространенной и даже доминирующей до середины девятнадцатого века точки зрения о даках, которой придерживались многие историки.
– Когда и почему вы начали изучать тему сантий даков?
– В 2012 году мне кто-то прислал по электронной почте информацию о золотых пластинках из Румынии с припиской посмотреть, что это такое, поскольку, по разумению тех, кто прислал мне это послание, перевод этих пластинок – полный бред. Я скачал материалы, развернул, и оказалось, что материал вполне читаемый на основе древнерусского языка. К тому времени у меня был уже большой опыт понимания подобных вещей. Уже была переведена и в 2010 году издана книга "Приникание". Это дощечки Изенбека, получившие неправильное название "Велесова книга" - это так называемая ошибочная дешифровка. Материал по золотым пластинкам при начальном прочтении оказался знакомым мне. Определил я его как род языческих икон. В отличие от христианских, языческие иконы определяют прежде всего деяния предков, а потом уже личность. В "Приникании" я нашел упоминание об этом явлении. Говорится, что через них общались с предками, по ним упоминали и устраивали театрализованные представления на тризнах. При детальном изучении пластин выяснилось, что в них содержатся тексты договоров, так называемых рот между племенами, оставляемые монастырю на сохранение и [для] молитв.
– История о том, что Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген приказал переплавить золотые таблички из-за бедности, не вызывает никакого доверия. А какого ваше мнение насчет того, что таблички были переплавлены, а с них сделаны свинцовые оттиски?
– Естественно, о переплавке табличек не могло быть и речи. Это тончайшая гравировка из золота, нанесенного на метал. Само золото очень низкой пробы, местами уже подверженное окислению. Золото разного цвета – это придает ему высокий художественный уровень. Переплавка в таком случае выйдет дороже, чем добытое таким способом золото. Таким образом, гораздо выгоднее распродать золотые пластинки, что и было сделано.
По поводу свинцовых копий у меня большие сомнения, что это оттиски XIX века. Скорее всего, была найдена мастерская по изготовлению древних пластинок при раскопках. Если волхвы занимались тиражированием изделий, то должны быть и матрицы. Тогда так называемые свинцовые копии могли отлить и на подлинных древних матрицах. Ну а для народа был пущен слух, что пластины переплавлены, чтобы не было ажиотажа по их изучению. Имея только свинцовые копии, власть всегда может заявить, что это подделка.
И еще я знаю, что информация, которую всеми способами пытаются замолчать сейчас (я имею ввиду информацию о пластинках), могла произвести взрыв в клерикальных кругах XIX века. А грамотные люди, которые сразу поняли, что это такое, были и в те времена. Отсюда и "нейтрализация" информации о пластинках, произведенная спецслужбами того времени. Без церкви не обошлось.
– Когда, по-вашему, были изготовлены пластинки?
– Устанавливается только дата изготовления макетов, датируется именем заказчиков и временем жизни известных исторических личностей. Сколько раз потом копировали макет, неизвестно – могли и через века повторить и отлить. Возникает ситуация – текст датирован, например, I веком нашей эры, а экспертиза металла показывает, скажем, XVI век – это может быть. И вот тогда разгоряченные "знатоки" заявляют – вот она, подделка! Макеты, как мы их называем, имеют свое начало с I века новой эры, но говорят они о более раннем времени. Например, о временах Потопа – восьмого–девятого тысячелетия до новой эры, но и здесь даются ссылки, откуда это взято. Часто ссылаются на гимны бога Осириса.
– Не могу вас не спросить об аргументах в пользу того, что таблички являются подделками. По мнению директора румынского Института археологии А. Вулпе, историка и археолога В. Пырвана и некоторых других, таблички были изготовлены в XIX веке, предположительно, Б. Петричейку Хашдеу. Знакомы ли вы с аргументацией критиков и каково ваше мнение на этот счет?
– В 2014 году была издана ваша "Золотая книга фракийцев", в которой опубликована дешифровка некоторых пластинок. Расскажите о них.
– Это большая тема, которую надо обсуждать отдельно. Поэтому отошлю вас к моей книге "Приникание", лекция №6, называется "Даки – кто они". Она есть в интернете. Кратко о том, кто такие даки. Племена даков как славян известны с V века до новой эры. Урартийцам даки известны с VIII века до новой эры. Золотым пластинкам они известны с третьего тысячелетия до новой эры. В конце старой эры эти даки создали государство Дакия. В начале II века оно было разгромлено императором Траяном. На месте государства Дакия римляне создали провинцию с тем же названием. Заселяли ее колонистами со всех уголков империи. Они тоже стали называть себя даками. Вот и получается: одни даки – это древние славяне, другие даки – римские колонисты.
– А известна ли вам румынская версия дешифровки?
– Да знакома. Выдвинуть можно любую версию, даже самую фантастическую и на любом языке, любая версия имеет право на существование, пока не доказано обратное. Выдвинуть-то можно, а вот обосновать – другое дело. C этим у румынских изыскателей большие проблемы.
– На одной из конференции в посольстве России в Бухаресте вы сказали, что число табличек составляет примерно 400 штук. Не объясняя причин, румынская сторона не обнародует все золотые пластины. Обнародовано только около 100. Почему?
– Эта информация как минимум крайне неудобная для Румынии. Естественно, все пластинки обнародованы не будут. А если вдруг появится опасность выявления их, то они "случайно" могут быть, например, похищены из музея злоумышленниками, как это уже не раз было в мире.
– Удалось ли вам увидеть и расшифровать новые таблички?
– Да, все доступные мне пластинки мной переведены.
– Так как Молдавия считалась частью Дакии, в нашей стране многие проявляют большой интерес к текстам пластинок, найденных в Синае, тем более на одной из них начертано словосочетание МОЛЕ ДАВIO, созвучно с Молдавия. Высылаю вам изображение.
– Эта пластинка мне не знакома. Но попробуем разобраться. Эта свинцовая пластинка – обложка книги, где дается аннотация, какие малые литературные произведения имеются у этрусков. Переведем верхнюю строку: первое слово ЗАРЩЕНО – зареще – сказать. Второе слово МОЛЕ – мало. Третье слово ДАВ – дати, дать. Четвертое слово – ТОЗАКОНО – тусканы – этруски. Пока так. Но надо изучить всю пластину для полного понимания.
– Получается, что до Кирилла и Мефодия у славян была своя письменность?
– Не письменность. А система письмен. Множество систем письма было на Руси и до ее рождения. Это очень сложная система. В двух словах о ней не расскажешь.
– Второго марта 2020 года вам было запрещено въезжать в Румынию. Пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова по этому поводу сделала резкое заявление. Имела ли эта история последствия?
– Они еще будут.
Будь в курсе всехновостейв Молдове и мире! Подпишись на наш канал вTelegram>>>